18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты

№96
Материал из газеты

Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог

«Без сомнения, самоубийство» — так звучит медицинское заключение от 16 июня 1938 года, сделанное в Швейцарии, после того как Эрнста Людвига Кирхнера обнаружили мертвым с двумя пулями в груди. Но через 80 с лишним лет ряд экспертов предположил, что художник вряд ли мог выстрелить в себя дважды.

Орудие убийства, пистолет FN Browning Nr. 96151, сделанный в Бельгии, участвовало в недавней выставке «Больная Европа. Эрнст Людвиг Кирхнер, Томас Манн и миф Давоса» в Германском национальном музее в Нюрнберге (Кирхнер сбежал на горный курорт Давос в 1917 году, спасаясь от Первой мировой войны, и эмигрировал в Швейцарию в 1918 году, чтобы начать все сначала). Выстрелить из браунинга можно, только крепко ухватив его за рукоятку, чтобы вдавить рычаг автоматического предохранителя. Учитывая отдачу от первого выстрела и травмы, которые могла нанести пуля, весьма сомнительно, что Кирхнер смог выстрелить в себя во второй раз, полагает эксперт по оружию Андреас Хартл.

Художник вполне мог выстрелить один раз, причем, как отмечает Хартл, «самоубийцы чаще всего стреляют себе в голову». А вот чтобы удержать пистолет с такой системой предохранителя, «целя себе в грудь, пришлось бы изловчиться». Эксперт также считает, что на таком близком расстоянии отсечка газа могла бы вызвать ожоги кожи и следы на одежде. Но в медицинском заключении, которое содержит и другие нестыковки, упоминаются только два небольших отверстия между ребрами на теле Кирхнера. Это говорит о том, что кто-то выстрелил в него с расстояния, подытоживает Хартл.

В медицинском заключении также указывается, что два свидетеля слышали выстрел (а не два выстрела) и видели, как Кирхнер упал на землю. В тексте делается вывод, что «от сильного потрясения художник пришел в отчаяние». Кирхнер, один из основателей экспрессионистской группы «Мост» (1905–1913), несомненно, переживал сложный период. Той простой, упорядоченной жизни, за которой художник устремился в Швейцарию, он в итоге не обрел. Он приехал больным, истощенным, зависимым от наркотиков и алкоголя. К 1932 году художник берется за старое — на этот раз подсаживается на евдокал, производное морфина, который ему выписывает врач. Расцвет фашизма на родине, вероятно, усилил его депрессию и бессонницу: 32 работы Кирхнера были представлены на печально знаменитой выставке «дегенеративного искусства» в 1937 году, где нацисты пытались высмеять и очернить современных художников; его также с позором исключили из Берлинской академии художников. Пагубные привычки обострились, и в мае 1938 года Кирхнера снова накрыла депрессия. Его друг писал, что он уничтожил свои скульп­туры и рисунки, а лучшие картины использовал как мишени для стрельбы. Двенадцатого июня Кирхнер расторг помолвку с Эрне Шиллинг, которая переехала к нему в Давос из Берлина. Пятнадцатого июня художника не стало.

В каталоге Германского национального музея указывается на несоответствия в медицинском заключении и перечисляются сомнения современных экспертов в официальной версии событий. Душевное состояние Кирхнера, несомненно, могло подтолкнуть его к самоубийству, говорится в каталоге. «Его жизнь пошла под откос. Депрессия, болезнь, мысли о смерти, неудачные попытки бросить наркотики, а также совершенно неожиданное решение расторгнуть помолвку — все это явно тревожные знаки». А вот кто мог быть возможным убийцей, остается загадкой. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+