Основные реставрационные работы завершили еще два года назад, но из-за пандемии первое за долгое время театральное представление прошло в легендарном зале лишь этой осенью. В рамках IV Фестиваля итальянской культуры «Тьеполо-Fest» здесь был показан спектакль «Леонардо, дивный и небесный...» по пьесе Михаила Соколовского с Юлией Рутберг и Евгением Редько в главных ролях.
Проект театра и декорации для него создал итальянский художник Пьетро ди Готтардо Гонзага (1751–1831) по заказу владельца усадьбы, князя Николая Борисовича Юсупова. Театр в Архангельском был возведен в конце 1810-х годов, он входит в число немногих в мире старинных театров, сохранивших первозданный облик, оригинальные элементы убранства зрительного зала и театральной машинерии. Кроме того, до наших дней дошли четыре подлинные декорации Гонзаги, чем не может похвастаться более ни один из европейских театров. Для усадебного театра Гонзага также написал занавес, который как бы продолжал архитектуру зрительного зала.
Реставрация здания длилась долго, на последнем ее этапе велись работы по укреплению фундамента и воссозданию стен. Театр находится рядом с Ильинским шоссе, что создает определенный уровень вибрации, а это влияет на основные конструктивные элементы. Здание было построено из дерева на каменном основании. В результате реставрационных работ под фундаментом усилена конструкция, которая способствует перераспределению нагрузки от основных несущих элементов. Устройство ростверков, бетонной подушки под несущими стенами здания, стало существенным отличием от всех предыдущих реставраций театра. Были поновлены и фасады (близость к шоссе ведет к дополнительному загрязнению, из-за вибрации появляются трещины и деформации). Противопожарной обработке подверглись деревянные конструкции.
По словам первого заместителя директора Государственного музея-усадьбы «Архангельское» Амуланги Учуровой, Театр Гонзаги — уникальная достопримечательность, которая, с одной стороны, является ключевым объектом в планах развития музея, с другой же — требует постоянной работы по поддержанию памятника, поиску новых реставрационных решений. «Мы пересмотрели систему эксплуатации театра. Необходимо соблюдать температурно-влажностный режим, поэтому все мероприятия проводятся в театре в летнее время, а зимой мы стараемся поддерживать одинаковую температуру, поэтому он закрыт для посещения. Такое решение ограничивает возможности использования театра, зато позволяет сохранять аутентичные деревянные конструкции, несущие опоры сценического пространства, саму сцену, которые сейчас находятся в прекрасном состоянии», — объясняет Учурова.
Впереди еще одна сложная задача — восстановление театральной машинерии, некоторых элементов сценического пространства, опорных несущих конструкций, в том числе в подполье. На сегодня не существует технологий, которые помогли бы восстановить механизм, предназначенный для смены декораций — иллюзорных архитектурно-пространственных картин, иногда двигавшихся под музыку, но без участия актеров. Руководствуясь принципом «не навреди», музей предпринимает попытки создать технологию для проведения такой реставрации. Кроме того, разрабатывается проект оцифровки и консервации декоративных панно и кулис с последующей перспективой реставрации этих исторических полотен.
Что касается планов, то Учурова говорит о возможности появления в Архангельском театрального кластера. Однако и тут есть свои сложности: здание театра расположено на землях лесного фонда, а потому никакого приспособления и развития этого объекта пока быть не может. Если удастся изменить статус на «земли историко-культурного назначения», над чем руководство музея работает уже второй год, то станет возможным возведение рядом депозитария, где при соблюдении температурно-влажностного режима будут демонстрироваться полотна Пьетро Гонзаги после их консервации и реставрации. Планируется также привести в порядок стоящий поблизости Каретный сарай — здание 1930 года, построенное по проекту архитектора Ивана Жолтовского, которое могло бы служить универсальным пространством для показа современных спектаклей. При этом сам Театр Гонзаги будет максимально сохраняться в первозданном виде — уже не как площадка для представлений, а как объект музейного показа.