Согласно данным Всемирной туристской организации ООН, в 2019 году китайские туристы потратили за границей $254,6 млрд. Это было за год до пандемии. С учетом того, что Китай вряд ли откроется до 2022 года, сегодня у китайцев нет другого выбора, кроме как переключиться на местные достопримечательности, туры по которым им предлагают отечественные компании.
«С июля прошлого года у нас в группах появилось много новеньких», — говорит Бай Ю, основатель туристической компании Lishi Jiangtan. В свое время он настолько увлекся историей, что в 2015 году перешел из технологического сектора в сферу культурного туризма и сейчас занимается организацией индивидуальных поездок для небольших групп, от 10 до 20 человек. «В Китае более 9 млн путешественников, привыкших к загранице, и многие из них ждут аналогичного тематического продукта, альтернативы зарубежным турам, за которую они готовы платить».
Большинство клиентов Бай Ю старше 35 лет, прекрасно образованны, хорошо обеспеченны и ездят в одиночку, а не с семьей. По его словам, около 90% — женщины. Эти состоятельные новые клиенты хотят качественный продукт, за который готовы платить. В этом году туристы тратили в среднем от 1 тыс. до 1,2 тыс. юаней ($155–185) в день, что в три раза больше, чем в 2015 году. Так что его компания вдвое увеличила число сотрудников.
Впрочем, интерес к культурным сокровищам Китая начал расти еще до того, как из-за пандемии было прервано международное авиасообщение. В 2014 году президент КНР Си Цзиньпин в качестве национальной политической доктрины провозгласил «веру в великую культуру Китая». В 2018-м ряд государственных органов по туризму и культуре объединились в Министерство культуры и туризма.
«Можно упустить „голубой океан“ (то есть нишу, где пока нет конкуренции. — TANR), если не следовать указу президента, особенно когда государство оказывает щедрую поддержку всей отрасли», — считает Ян Цзе, 15 лет проработавший менеджером в McDonald’s, а в 2017 году основавший компанию Jinxingji. В 2020-м его команда организовала культурные туры для более чем 5 тыс. путешественников. Самый популярный маршрут — посещение на выходных буддийских храмов династии Тан на горе Утай в провинции Шаньси примерно в 250 км к юго-западу от Пекина. В отличие от природных достопримечательностей, по мнению Ян Цзе, «о культурных объектах нужно обязательно рассказывать, чтобы туристы могли в полной мере оценить их значение», и именно здесь вступают в игру такие агентства, как его.
Пока ковид не побежден и сохраняется вероятность отмены поездок, агентства параллельно активно работают в Сети. Не Мэнцяо, партнер в Yilü, отмечает, что половина деятельности ее компании связана с интернет-программами. Они читают лекции о буддийских статуях, древней архитектуре и китайском наследии в западных музейных коллекциях. В качестве лекторов приглашают экспертов из ведущих университетов и исследовательских институтов, некоторые также ездят вместе с группами. В зависимости от квалификации лекторы получают ежедневные гонорары в размере от 1 тыс. ($155) до 20 тыс. юаней ($3,1 тыс.), а известные ученые могут зарабатывать до 100 тыс. юаней ($15,5 тыс.).
«Большинство специалистов в учреждениях культуры окончили престижные университеты, но работают за скромные зарплаты. Деньги, которые мы им выплачиваем, — просто признание их академических достижений, — говорит Не Мэнцяо. — И мы предлагаем больше возможностей трудоустройства тем, кто недавно выпустился из вуза».
Рост числа туристов неизбежно вызывает беспокойство у экспертов: не пострадают ли древние памятники от такого наплыва людей? Согласно данным национального исследования, проведенного в 2012 году, в материковом Китае насчитывается более 766 тыс. недвижимых объектов культурного наследия, при этом их обслуживанием занимается всего около 130 тыс. специалистов. Нехватка персонала означает, что некоторые объекты остаются без присмотра, а другие закрыты для публики.
Хотя охрана объектов культурного наследия Китая является обязанностью государства, менеджеры туристических агентств соглашаются с тем, что и они несут ответственность за повышение осведомленности туристов, а также они делают небольшие пожертвования на содержание памятников.
Фирма Бай Ю работает под патронатом государственных культурных организаций, получая доступ к некоторым местам, обычно закрытым для публики, за дополнительную плату. «Мы готовы платить за такую привилегию, — говорит он. — Деньги, которые отдаешь за посещение культурной достопримечательности, — это прямое признание ее ценности и значимости».