18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Посвященная Таиру Салахову видеоинсталляция «Бесконечность» открылась в Москве

Проект внука художника, Кайхана Салахова, в память о знаменитом деде, включивший 400 картин, 500 эскизов и фото из семейного архива, занял два этажа Фонда культуры «Екатерина»

Нетрудно догадаться, что герой инсталляции «Таир Салахов. Бесконечность» Таир Теймурович (1928–2021) и автор работы Кайхан (р. 1993) приходятся друг другу дедушкой и внуком. Наверное, Кайхану Салахову непросто начинать самостоятельную творческую жизнь, имея в родственниках уже записанного в классики деда и не менее выдающуюся мать — художницу Айдан Салахову. Но пока молодой человек идет своим путем, который, на взгляд обывателя, выглядит довольно экзотично (а, скорее всего, перед нами еще одно проявление мировой глобализации): родился в Нью-Йорке, вырос в Москве, учился в МАРХИ и на скульптурном отделении Каррарской академии изящных искусств в Италии, в 16 лет провел несколько месяцев послушником в буддийском монастыре в далеком Сингапуре, о чем в 2014-м рассказал в научно-фантастическом романе «Новая жизнь». В творческих исканиях пытается наладить связи с космосом: его работы напоминают зашифрованные послания из межгалактических пространств. Официальный пресс-релиз называет Кайхана «основоположником космокибернетического направления в искусстве» и создателем собственного алфавита — «космокибернетических иероглифов». Да и слово «кайхан» в переводе с персидского означает «космос».

Очевидно, имея такие исходные данные, как у молодого художника, надо не противиться обстоятельствам, а работать с семейной историей, что, собственно, он и сделал.

Видеоинсталляция рассказывает о жизни Таира Теймуровича и включает в себя оцифрованные документы: 400 живописных работ, 500 эскизов, 600 фотографий из семейного архива, а также избранные цитаты и отрывки из интервью, озвученные нейросетью. Весь этот гигантский материал преобразован компьютерными программами и превращен в некий исходный код — записанное с помощью знаков и цифр послание, то ли адресованное братьям по разуму во Вселенной, то ли принятое землянами из космоса. Более 20 видеопроекций создают тотальное пространство движущихся образов, роботизированных звуков и зашифрованных текстов. В такой трактовке сам Таир Салахов и его работы превращаются в космический миф, в некое явление, имеющее внеземную природу. В гигантской видеоинсталляции (а выставка занимает два этажа фонда «Екатерина», с десяток погруженных в темноту залов) больше, конечно, Кайхана, чем Таира Теймуровича. И если задача была сохранить связь времен, соединить поколения, рассказать о канонической советской живописи 1960-х годов в стилистике компьютерного поколения, то автор с ней вполне справился. За такую работу совсем не стыдно перед именитыми родственниками.

Параллельно программе, развернутой в фонде «Екатерина», собственное посвящение Таиру Салахову делает Третьяковская галерея: она расширяет присутствие картин художника в постоянной экспозиции.

Фонд культуры «Екатерина»
«Таир Салахов. Бесконечность»
10–30 ноября

Материалы по теме:
Умер Таир Салахов
Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+