Нетрудно догадаться, что герой инсталляции «Таир Салахов. Бесконечность» Таир Теймурович (1928–2021) и автор работы Кайхан (р. 1993) приходятся друг другу дедушкой и внуком. Наверное, Кайхану Салахову непросто начинать самостоятельную творческую жизнь, имея в родственниках уже записанного в классики деда и не менее выдающуюся мать — художницу Айдан Салахову. Но пока молодой человек идет своим путем, который, на взгляд обывателя, выглядит довольно экзотично (а, скорее всего, перед нами еще одно проявление мировой глобализации): родился в Нью-Йорке, вырос в Москве, учился в МАРХИ и на скульптурном отделении Каррарской академии изящных искусств в Италии, в 16 лет провел несколько месяцев послушником в буддийском монастыре в далеком Сингапуре, о чем в 2014-м рассказал в научно-фантастическом романе «Новая жизнь». В творческих исканиях пытается наладить связи с космосом: его работы напоминают зашифрованные послания из межгалактических пространств. Официальный пресс-релиз называет Кайхана «основоположником космокибернетического направления в искусстве» и создателем собственного алфавита — «космокибернетических иероглифов». Да и слово «кайхан» в переводе с персидского означает «космос».
Очевидно, имея такие исходные данные, как у молодого художника, надо не противиться обстоятельствам, а работать с семейной историей, что, собственно, он и сделал.
Видеоинсталляция рассказывает о жизни Таира Теймуровича и включает в себя оцифрованные документы: 400 живописных работ, 500 эскизов, 600 фотографий из семейного архива, а также избранные цитаты и отрывки из интервью, озвученные нейросетью. Весь этот гигантский материал преобразован компьютерными программами и превращен в некий исходный код — записанное с помощью знаков и цифр послание, то ли адресованное братьям по разуму во Вселенной, то ли принятое землянами из космоса. Более 20 видеопроекций создают тотальное пространство движущихся образов, роботизированных звуков и зашифрованных текстов. В такой трактовке сам Таир Салахов и его работы превращаются в космический миф, в некое явление, имеющее внеземную природу. В гигантской видеоинсталляции (а выставка занимает два этажа фонда «Екатерина», с десяток погруженных в темноту залов) больше, конечно, Кайхана, чем Таира Теймуровича. И если задача была сохранить связь времен, соединить поколения, рассказать о канонической советской живописи 1960-х годов в стилистике компьютерного поколения, то автор с ней вполне справился. За такую работу совсем не стыдно перед именитыми родственниками.
Параллельно программе, развернутой в фонде «Екатерина», собственное посвящение Таиру Салахову делает Третьяковская галерея: она расширяет присутствие картин художника в постоянной экспозиции.
Фонд культуры «Екатерина»
«Таир Салахов. Бесконечность»
10–30 ноября