Проект «Незримый эфир» объединит уже существующие работы известных NFT-художников и цифровые произведения, созданные специально для Эрмитажа. Название виртуальной выставки кураторы Дмитрий Озерков и Анастасия Гарнова заимствовали из стихотворения Федора Тютчева «Душа хотела б быть звездой...», где речь идет о том, что днем звезды, скрытые ярким солнечным светом, «горят светлей в эфире чистом и незримом». Действительно, пока что стремительный расцвет цифрового искусства в форме NFT (non-fungible token, англ. «невзаимозаменяемый токен») остается невидимым для широкой аудитории, а имена звезд этого движения вроде Бипла (псевдоним художника и дизайнера Майка Винкельманна), чья NFT-работа была продана на Christie’s в марте 2021 года за $69,3 млн, известны скорее криптопредпринимателям и тем, кто следит за событиями на рынке искусства, чем традиционной музейной аудитории. Инициатива отдела современного искусства «Эрмитаж 20/21», возглавляемого Дмитрием Озерковым, направлена в первую очередь на то, чтобы исправить существующее положение вещей.
Экспозиция, которая доступна с 10 ноября, полностью нематериальна, она не имеет никакого физического воплощения. Все произведения демонстрируются в трехмерном «облачном пространстве», созданном коллективом дизайнеров и специалистов по виртуальной и дополненной реальности и похожем на Биржу Тома де Томона в следующем, XXII веке. Развеской виртуальной выставки организаторы занимались в 3D-шлемах. Доступ на выставку возможен с любых подключенных к интернету устройств, либо по ссылкам на сайте Эрмитажа и партнеров проекта, либо по QR-кодам, которые можно найти в самом музее, на здании биржи, а также по всему городу. Виртуальная выставка не будет иметь эксклюзивной привязки ни к одной из NFT-платформ, но на нее можно будет перейти с нескольких самых крупных ресурсов. Символическая связь со зданием биржи тоже легко объяснима: NFT-искусство обычно продается за криптовалюту, которая, в свою очередь, торгуется на криптобирже.
В проекте представлено около 50 произведений, которые по-разному раскрывают природу NFT и показывают возможности этого формата. «Основные темы работ — экология, токеномика, новые ценности, — говорит Дмитрий Озерков. — Выставка не строится хронологически, все работы созданы в самое последнее время. Для меня все они по-своему ярки, это капсулы для будущего. Выставка строится на концептуальном принципе: техника искусства вопрошает саму себя о своей сути как явлении».
К открытию выставки Эрмитаж планирует выпустить токен на основе картины Казимира Малевича «Черный квадрат» из собрания музея. Работа не просто представляет собой цифровую копию музейного предмета, но создается в сотрудничестве с современными художниками. Еще одно произведение, демонстрирующее преемственность NFT-арта по отношению к истории искусства ХХ века, — «Частичное равновесие» Марко Брамбиллы. Медиахудожник вдохновляется идеей реди-мейда, сформулированной еще Марселем Дюшаном, а также концептуальной скульптурой Джеффа Кунса «Три мяча 50/50 бак» 1985 года, которая представляла собой три баскетбольных мяча, плавающих в воде. В анимации Брамбиллы мы видим всего один плавающий в аквариуме мяч и осьминога, который постепенно целиком захватывает его. Оммаж знаменитой картине Луи Давида 1793 года «Смерть Марата» из Лувра представляет собой NFT режиссера и художника Роберта Уилсона Gaga/Marat. Это видеопортрет поп-певицы Леди Гаги в образе заколотого ножом Марата.
Среди авторов токенов, представленных на выставке, есть и признанные звезды современного искусства вроде Урса Фишера (в виртуальном показе участвует одна из его цифровых скульптур в формате NFT из серии «Хаос»). Представлено и генеративное искусство (когда созданный художником алгоритм генерирует уникальное произведение искусства в определенном стиле) от платформы Art Blocks. Первым их релизом стала популярная коллекция разноцветных «пружинок» Chromie Squiggle от создателя генеративного контента Snowfro. Анимированные NFT из серии художника турецкого происхождения из Лос-Анджелеса Рефика Анадоля «Машинные галлюцинации — пейзажи Марса» созданы искусственным интеллектом на основе реальных фото высочайшего разрешения, сделанных с марсохода. Тему марсохода продолжает NFT Cybercrack проекта CyberCars, который включает глубоко проработанную 3D-модель автомобиля-вездехода, видео его передвижений по поверхности Марса, метаданные — характеристики автомобиля и доступ к приложению, где владелец может взаимодействовать с автомобилем в гараже, проецировать его на поверхность в режиме дополненной реальности и даже участвовать в гонке.
Тему art & science развивает Шу Ли Чинг, художник, режиссер, классик веб-искусства (свои первые сетевые произведения она создала в 1990-е совместно с Художественным центром Уокера и Музеем Гуггенхайма). От платформы The Art Exchange она представлена биохакерским видео, начинающимся с того, как в чашке Петри мутируют бактерии. В экспозицию виртуальной биржи войдет и растущий кристалл из проекта Organic Growth: Crystal Reef (OG:CR) от платформы Snark.art, созданного художниками Майклом Джу и Данилой Криворучко. Уникальность проекта заключается в том, что финальный вид каждого из кристаллов зависит от истории криптовалютных аккаунтов его владельцев.
Проект «Незримый эфир. Выставка цифрового искусства» также заложит основу для создания «Небесного Эрмитажа» — цифрового двойника музея, который в будущем поможет расширить сферу его деятельности и позволит сохранять, изучать, а также дополнять цифровое культурное достояние — объекты, порожденные цифровой реальностью (в том числе NFT-born) и существующие лишь в ней. «„Небесный Эрмитаж“ — это виртуальный двойник музея в метаверсуме. Скоро такие двойники появятся у всех институций. И у всех людей. Выставка „Незримый эфир“ — первый шаг Эрмитажа в эту сторону», — предсказывает Дмитрий Озерков.
В преддверии открытия NFTпроекта «Незримый эфир. Выставка цифрового искусства» Государственный Эрмитаж объявил о партнерстве с компанией «Гринвест», которая поможет компенсировать его вредящий экологии карбоновый след. Стоит климату Земли потеплеть еще на 1,5 °С, как полярные льды начнут таять и затопленными окажутся огромные территории со всеми их памятниками культуры. И это может случиться уже к 2050 году. К такому пессимистичному прогнозу пришли климатологи международной организации Climate Central в свежем отчете, призванном обратить наше внимание на непрерывно растущий уровень выбросов парникового газа, несмотря на, казалось бы, обилие сдерживающих мер.
Причин климатического кризиса слишком много, чтобы все их просчитать, и все они взаимосвязаны. Например, невзирая на старания энергетической индустрии, ответственной за четверть всех выбросов углерода в атмосферу, активно развивающиеся IT и криптосегмент планомерно сводят их усилия на нет. Программист и цифровой художник Memo Akten подсчитал, что всего лишь одна NFT-транзакция на базе кошелька Etherium оставляет углеродный след в 48 кг CO2-эквивалента. Для сравнения: одно взрослое дерево поглощает вдвое меньше углекислого газа за один год жизни. А ведь каждый день проводятся тысячи транзакций с невзаимозаменяемыми токенами!
NFT (non-fungible token, англ. «невзаимозаменяемый токен») — это подтверждение факта владения объектом цифрового искусства, существующее в виде кода. Во время производства такого токена и проведения транзакции используется колоссальный объем электроэнергии. Покупка одного NFT-произведения в среднем равняется 74 тыс. транзакций карт Visa. Эта энергия уходит на загрузку и хранение цифровых произведений на блокчейн-платформе, на «минт» (производство NFT), его последующее хранение, передачу покупателю.
Многие художники и кураторы начали было отказываться от NFT, делая жест климатического протеста. Однако мир IT не спешит хоронить технологию и находится в постоянном поиске компенсаторных мер. Так появились альтернативные блокчейн-платформы Polygon, Symbol и Tezos, которые используют менее энергозатратный и более быстрый алгоритм проверки транзакций proof-of-stake (в отличие от proof-of-work в Etherium) и не требуют огромных вычислительных мощностей, так как быстрее обрабатывают транзакции.
По мере погружения в крипто-артрынок работники культуры и артинституции разрабатывают свои решения углекислой проблемы NFT. На участке во Владимирской области по согласованию с муниципальными властями «Гринвест» высадит молодые деревца. Наиболее активным периодом поглощения СО2 являются первые 20–25 лет жизни растения. Сейчас специалисты выбирают виды деревьев, которые привычны средней полосе и будут перерабатывать максимальное количество СО2 (скорее всего, ими окажутся ели). И даже самый пессимистичный расчет экологов оставляет высаженным деревьям возможность нивелировать вред от NFT, выставленных в Эрмитаже.
Виртуальное здание Биржи на стрелке Васильевского острова
«Незримый эфир. Выставка цифрового искусства»
10 ноября – 10 декабря