18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как российские архитекторы побеждают иностранцев в культурных проектах

№96
Материал из газеты

Недавняя история с филиалом Эрмитажа в Москве, когда утвержденный проект Хани Рашида был отвергнут в пользу проекта Сергея Чобана, не единична. Мы вспомнили о том, какие еще иностранные звезды неудачно пытались построить музеи в России

Здание филиала Государственного Эрмитажа на территории бывшего завода им. И.А.Лихачева (ЗИЛ) построят по проекту российского бюро Speech. Первоначальный проект, разработанный американским архитектором Хани Рашидом, отменен — сообщили в Москомархитектуре.

О том, что в столице появится представительство Эрмитажа, стало известно в 2015 году. Тогда председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев заявил, что строительство начнется через два года на территории ЗИЛа, реорганизацией которой занимается девелоперская компания ЛСР. Право разработать проект здания получил сооснователь нью-йоркского бюро Asymptote Хани Рашид. Он предложил возвести на пересечении бульвара Братьев Весниных и улицы Родченко пятиэтажный объем футуристической формы, отсылающий к архитектуре советского конструктивизма. Так, структура фасада в проекте Рашида переосмысливала супрематические трехмерные фигуры («проуны») Эль Лисицкого. На площади свыше 13 тыс. кв. м предполагалось разместить выставочные залы для искусства XIX–XXI веков, галерею скульптуры, библиотеку, депозитарий, исследовательский центр, кафе.

Сроки открытия музея неоднократно сдвигались, при этом строительные работы не начались до сих пор. В августе текущего года Мосгорэкспертиза согласовала проектную документацию на строительство филиала Эрмитажа, однако имя Рашида там уже не упоминается. В конце сентября в Москомархитектуры утвердили обновленный проект здания, его автором стал руководитель российского бюро Speech Сергей Чобан.

Предложенный им проект мало напоминает футуристическую конструкцию Рашида, при этом технические параметры остались практически неизменными. Площадь здания составит 12 тыс. кв. м, на этом пространстве разместятся залы для подготовки экспонатов к выставкам, фотолаборатории, зоны для хранения произведений искусства и помещения службы эксплуатации. На первом этаже оборудуют демонстрационный зал, холл со стойкой информации, магазин сувениров и книг, здесь же будут интерактивная зона, конференц-зал, ресторан, а также служебные и бытовые комнаты. Этажи со второго по пятый займут выставочные залы. Само здание-куб, выполненное из стекла, получит металлический фасад в форме крупной асимметричной сетки.

Московский филиал Эрмитажа далеко не единственный пример неудач зарубежных архитекторов в России. Так, еще в середине 2000-х власти Москвы рассматривали проект сноса Центрального дома художника на Крымском Валу и строительства на его месте 15-этажного многофункционального комплекса «Апельсин» (название дала необычная форма сооружения в виде разрезанного цитруса) по проекту британского бюро Foster + Partners Нормана Фостера. В здании площадью 80 тыс. кв. м планировалось разместить музей, офисы, апартаменты, магазины, рестораны и прочую инфраструктуру. В 2008 году проект утвердил мэр Москвы Юрий Лужков, финансировать строительство должна была компания «Интеко» жены градоначальника Елены Батуриной. Однако проект вызвал волну протестов со стороны москвичей и архитекторов, и его отклонили.

В 2009 году Норман Фостер предпринял вторую попытку реализовать проект в Москве. В консорциуме с «Моспроектом-5» он выиграл конкурс на реконструкцию Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, для которого ранее разработал концепцию музейного городка (ее представили на XI Архитектурной биеннале в Венеции в сентябре 2008-го). Однако в 2013 году Foster + Partners вышло из проекта, объяснив свое решение тем, что музей в течение трех лет не привлекал бюро к работе. В результате проект расширения ГМИИ разработало московское бюро «Меганом».

Похожая судьба и у нового здания Государственного центра современного искусства, которое планировалось построить на месте бывшего Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе на Ходынском поле в Москве. Архитектурную концепцию проекта разработало ирландское бюро Heneghan Peng Architects, победившее в международном конкурсе в 2013 году. Предложенный им проект предполагал строительство 17-этажного комплекса общей площадью 46,5 тыс. кв. м. Позднее столичные власти приняли решение переместить музей на соседний участок на Хорошевском шоссе, а также скорректировать проект самого здания. Первый камень в основание нового ГЦСИ в ноябре 2014 года заложили мэр Сергей Собянин и министр культуры Владимир Мединский. В 2018 году Москва отказалась от строительства нового здания музея из-за нехватки средств на реализацию: бюджет проекта превысил 16 млрд руб. Участок под строительство включили в состав парка «Ходынское поле».

Еще один московский пример — «ВТБ Арена — Центральный стадион „Динамо“ им. Льва Яшина», который изначально должен был проектировать голландский архитектор Эрик ван Эгерат совместно с «Моспроектом-2». Однако после того, как девелопер стадиона решил привлечь к работе еще двух соавторов, ван Эгерат вышел из проекта. В результате его доработку поручили американцу Дэвиду Манике.

Другой «жертвой» российских градостроительных скандалов стал британец Дэвид Чипперфилд. В 2010 году его бюро David Chipperfield Architects одержало победу в международном конкурсе на реконструкцию Пермского театра оперы и балета. Новый корпус, примыкающий к основному зданию, должен был вместить в себя репетиционные залы и фойе. Проект готовился к реализации, но в 2015 году был остановлен из-за опасений, что строительство может привести к появлению трещин в историческом здании. В 2019 году был проведен повторный конкурс на проектирование новой сцены театра в другой части города. Победил проект американской студии wHY Architecture, который сейчас реализуется.

Провальные попытки привлечь западных архитекторов в Россию объясняются не только одиозностью проектов и колоссальными бюджетами строительства, непосильными для девелоперов. Одна из главных причин — в разнице подходов к проектированию, которая делает смелые концепции приглашенных звезд фактически нереализуемыми в российских условиях. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+