Автором инсталляции «Комната особого назначения» заявлен архитектор Александр Бродский, хотя он всего лишь самый титулованный участник проекта. Суть его состояла в том, чтобы разными средствами рассказать историю строительства канала Москва — Волга, грандиозного комплекса гидротехнических сооружений, апофеозом которого стал Северный речной вокзал.
Помимо Бродского, отвечавшего за архитектуру, в проекте приняли участие режиссер и сценограф Илья Шагалов (видеоинсталляция), саунд-дизайнер Артем Маркарьян aka ITSU (звуковое сопровождение), Юрий Шведов (монтаж архивных материалов), Илья Франс (автор текстов). Вдохновляли художников исполнительный продюсер Алина Крочева, куратор Софья Симакова и директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Насколько сам вокзал, особенно после образцовой реставрации (эта работа награждена Премией The Art Newspaper Russia в разделе «Реставрация года» в 2021 году), впечатляет своим гармоничным ренессансным видом, настолько чудовищны обстоятельства всей стройки — детища Дмитлага, стоившего жизни сотням тысяч заключенных. Но как рассказать об этом в обстоятельствах сегодняшнего дня, когда вокзал стал модной достопримечательностью и люди, пришедшие полюбоваться им, скорее всего, не готовы погружаться в пучины — словами одного из авторов, Ильи Шагалова — «беспроглядной, беспросветной хтони»?
Художники изложили историю метафорически, не умаляя драматизма, и одновременно возвышенно, как о подвиге. Бродский придумал «черный ящик» — наподобие тех, что остаются после крушения самолетов и хранят самую важную информацию. Шагалов, просмотрев сотни документов и переболев темой, сделал трехканальную видеоинсталляцию — ее показывают внутри куба. Это фрагменты кинохроники 1930-х годов, оцифрованные чертежи и фотодокументы. Изображение подкреплено рваным, авангардным звуковым рядом. Помимо этого, вокруг куба в специально сделанных витринах представлены документы, оформленные методом монтажа в духе Александра Родченко. Одним словом, здесь важны все составляющие.
По словам Ильи Шагалова, ему хотелось передать ужас произошедшего и одновременно невообразимый героизм участников тех событий. Знакомясь с документами, он был поражен тем, насколько обезличенной предстает в них людская масса: не только рядовые строители, но и квалифицированные архитекторы превращались в винтики большого механизма. Стройка была беспримерной борьбой со стихией — водой. В середине 1930-х жителей СССР занимали два события: во-первых, полное солнечное затмение 19 июня 1936 года, а во-вторых, завершение строительства канала Москва — Волга. Наверное, по масштабу космическое явление было сопоставимо с земными делами. По прошествии почти 90 лет сооружение канала уж точно кажется нам делом титанов. С трудом поддается осмыслению, что искусственную реку длиной 128 км и шириной 80 м соорудили, перебросив по ходу через горы, с помощью кирок и лопат.
Всю инсталляцию поместили в так называемую комнату особого назначения. Функция этого помещения до сих пор точно не известна. Сразу после завершения реставрации в 2020 году ее неформально называли «комнатой Сталина», даже поставили туда соответствующую кабинетную мебель: стол, стулья, диван, шкаф. Но вождь вряд ли бывал на вокзале больше двух раз — комната, скорее всего, предназначалась для ВИП-гостей. Благодаря инсталляции Бродского и его соавторов символический смысл роскошного кабинета поменялся на противоположный. Отныне комната — не невольное напоминание о партноменклатуре и палачах, а совершенно осознанный памятник реальным героям.
Посмотреть инсталляцию можно бесплатно или в рамках общих экскурсий по вокзалу, которые устраивает Музей транспорта Москвы.