18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самострой можно рассматривать как архитектуру, вдохновленную анархическими идеями

Всемирный обзор объектов самовольного строительства предложен в книге британца Пола Добращика «Архитектура и анархизм». Приверженность политической утопии, богемной контркультуре или просто прихоть — причины появления самостроя бывают разными

Живая и по-своему оптимистичная книга Пола Добращика «Архитектура и анархизм: строительство без разрешения» представляет собой исторический обзор теории и практики вольного «самостроя» — от бумажных проектов художника Уильяма Морриса (1834–1896) до богемных контркультурных поселений недавнего времени. Значительная часть книги отдана описанию примеров того, как отдельные лица или сообщества пытались и пытаются формировать среду вокруг себя, самовольно захватывая жизненное пространство. Круг этих людей широк: сквоттеры, хиппи, религиозные отшельники, строители несанкционированного жилья, сезонные рабочие, борцы за экологию или просто садоводы. Естественно, различаются между собой и результаты их деятельности. Нередко в этих результатах можно обнаружить связь с утопическими идеями.

Мы уже упомянули социальные проекты Уильяма Морриса; много позже, в 1960-х, появились причудливые геодезические здания-купола коммуны художников Дроп-Сити в американском штате Колорадо. А голландец Констант Нивенхейс в 1950–1970-е годы разрабатывал проект города будущего под названием «Новый Вавилон». Тогда же начала продвигать свои постмодернистские градостроительные концепции английская архитектурная группа Archigram, а еще некоторое время спустя в сочинениях американо-канадского писателя Уильяма Гибсона впервые возник образ киберпространства, не подвластного физической реальности.

Хотя в рецензируемой книге теория сведена к минимуму, Добращик все же отмечает различие между индивидуумом и сообществом, между «свободой от» и «свободой для». Он указывает, что самоуправляемые группы могут быть более или менее «радикальны» и, соответственно, в большей или меньшей мере ангажированны (например, сквоты художников порой выступают в качестве ударных групп перед началом джентрификации запущенных районов). Автор иронично отмечает, что люди, выбирающие такую жизнь, тратят больше времени на изучение нормативных документов и на участие в собраниях, чем остальное человечество.

Книга, отличающаяся скорее широтой, чем глубиной обзора, неизбежно вызывает вопросы о том, что именно и почему в ней представлено. Пожалуй, здесь многовато лишнего — упомянутого лишь затем, чтобы иметь повод произнести что-нибудь оригинальное.

В эстетически мудреных проектах порой проглядывает нечто детское, наивное. Взять хотя бы «экологически чистые дома» в Нью-Мексико, проекты Фриденсрайха Хундертвассера в Вене, хибарки «хоббитов» в экопоселении Ламмас в Уэльсе. Последние, к слову, оказались пожароопасными, и одно строение действительно сгорело — хотя нельзя исключать, что это все-таки был случай насильственного противодействия. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+