18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Идиллическую картину русского искусства нарисовали на выставке «Покой и Радость»

№96
Материал из газеты

Куратор выставки «Покой и Радость» в петербургском Манеже Семен Михайловский собрал 150 произведений русских художников XIX века из 40 музеев, чтобы показать, по его словам, «мир без трагедий, душераздирающих страстей и пугающего мистицизма»

Семен Михайловский, куратор выставки, которая, по его словам, «про русскую живопись, через нее — про русскую жизнь с ее мечтами», против использования применительно к этому проекту определения «блокбастер». Несмотря на то что в Манеже собрано 150 работ художников XIX — начала ХХ века из 40 музеев России и бывшего советского пространства. Хедлайнеры — Русский музей и Третьяковская галерея, предоставившие по 30 картин.

Выставка готовилась быстро, за полгода, импульсом для ее появления стала пандемия. Михайловский искал положительные эмоции в ситуации, когда миллионы людей оказались запертыми в четырех стенах. Листал бумажные и электронные каталоги музеев в поисках изображений приятных людей и умиротворенной природы. «Никаких сражений, никаких подвигов, никаких героев. Мир без трагедий, душераздирающих страстей и пугающего мистицизма. Искусство, где нет цели удивить или шокировать, без вымысла, эксперимента. Искусство в традиционном понимании мастерства» — так сформулировал куратор собранное им искусство, которое добыто в трудных переговорах с музеями.

Но и подводные камни показа популярной классики Михайловский осознает: «Старое искусство скомпрометировано бесчувственным тиражированием и набившими оскомину восторгами. Живописные полотна вставлены в вульгарные золоченые рамы, свидетельствующие не столько о почтении к подлинникам, сколько о желании потрафить вкусу владельцев богато декорированных домов».

Поэтому часть полотен здесь выставлены «раздетыми», чтобы публика не переключалась на рассматривание резьбы по дереву. Дизайн, придуманный Агнией Стерлиговой, выдержан в светло-серой гамме, чтобы ничего не отвлекало зрителя от главного — вглядывания в живопись, без деления художников на «звезд» и «рядовых», а их произведений — на шедевры и незатейливые опусы.

Выставка состоит из шести разделов: «Увертюра», Bel paese, La nature, Russe, La vie privée, «Эпилог». В Италию ездили за красотой и чувствовали себя там гармонично. Россия — про возвращение к истокам. Природе отведена в этом проекте роль штиля, без «десятых валов», поверженных деревьев и прочих стихийных бедствий. Частная жизнь — милые портреты, девочки и мальчики, мамы и папы, которые наслаждаются каждым мгновением своей приятной жизни. Композитор Антон Батагов специально к выставке сочинил часовую композицию для фортепиано соло, она сопровождает все разделы.

Рядом с «Итальянскими пейзажами» Сильвестра Щедрина и Ивана Айвазовского уютно чувствует себя «Римский пастушок» Михаила Маркова. Кстати, полотно Щедрина предоставил Псково-Изборский объединенный музей-заповедник. Его же «Новый Рим» существует в восьми вариантах. Для покоя и радости показана картина из Таганрогского художественного музея.

Возвращение к истокам полезно начать с русского «Пастушка». Таковой есть у Ивана Куликова, ныне хранится в Муромском историко-художественном музее. Гендерное равенство восстанавливает «Варька» — портрет крестьянской девочки Карла Лемоха из собрания музея «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск). «Деревенских друзей» Николая Богданова-Бельского надо срочно переименовать в «Деревенских подружек»: на картине из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова изображены три крестьянские девочки. Русский менталитет трудно представить себе без рыбалки. За нее отвечает «Ужение рыбы» Василия Аврорина, ученика Алексея Венецианова, из собрания Исторического музея. Четверо дворян явно не пропитание себе добывают, а общаются на свежем воздухе, поглядывая на поплавки.

В умиротворенную природу погружают Владимир Орловский картиной «Летний день» из Ярославского художественного музея и Николай Сергеев, его «Летний пейзаж» прибыл из собрания Нижегородского художественного музея. «Березовая роща» Михаила Клодта происходит из Новгородского музея-заповедника, «Вид в Финляндских шхерах» Арсения Мещерского — из Музея изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске.

В «Частной жизни» хрестоматийные «Девушка с горшком роз» Василия Тропинина, «Портрет неизвестной с девочкой» Петра Басина, «Дети, пускающие мыльные пузыри» Алексея Иванова (картина принадлежала Александру Бенуа) встречаются с малоизвестным «Портретом Евгении и Екатерины Зайцевых» Платона Тюрина — две девочки плетут венок.

Соединяя все темы, выставку кольцует «Пор­­трет князей Голицыных в Риме» Пимена Орлова: три юных брата — Иван, Александр и Михаил — слушают пастушка, играющего на дудочке.

В эпилоге куратор не удержался в состоянии покоя и радости. Рядом с миниатюрными портретами помещена фотография. На ней изображен кудрявый мальчик из Симбирска, который увлекался рисованием и музыкой. Потом начинал карьеру юриста, но дальше идиллическая картина мира была разрушена. 

Центральный выставочный зал «Манеж»
«Покой и Радость»
До 30 января 2022

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+