Нынешняя, 24-я Paris Photo проходит в пространстве Временного Гран-пале, который архитектор Жан-Мишель Вильмотт возвел на Марсовом поле (пока исторический Гран-пале закрыт на реставрацию), и, хотя его площадь увеличена еще за счет Эйфелевой галереи, в парижской фотоярмарке 2021 года смогло принять участие только 149 галерей (из 28 стран) против 180 в 2019-м. За год, который ярмарка вынуждена была пропустить, из руководства ушел Кристоф Виснер (он возглавил фестиваль фотографии «Встречи в Арле»), оставив Флоранс Буржуа ее единственной главой.
Как можно было ожидать, американских галерей приехало меньше, отчего выиграли французские участники (34% экспонентов по сравнению с 29% в 2019 году). Впрочем, если верить Буржуа, такой баланс сил вряд ли останется неизменным в будущем. «Список участников был утвержден весной прошлого года, в разгар пандемии, что объясняет отсутствие американцев. Но для нас важно, что Paris Photo сохраняет международную ДНК. Как и другие ярмарки, мы разработали платформу онлайн-залов, где каждый экспонент сможет предлагать на продажу пять работ в день. Посетители также имеют доступ к другим программам, разработанным исключительно для интернета».
Размеры стендов и их стоимость не изменились. Количество специализированных издательств, участвующих в ярмарке, стабильно (их около 30) и свидетельствует о важности этого сектора. Сектор Prisme, предназначенный для крупных инсталляций, был принесен в жертву, в то время как сектор Curiosa, посвященный новым тенденциям в фотографии, набрал силу, предлагая 20 проектов против 14 в прошлый раз. Но, хотя в текущем году на Paris Photo появились новые, молодые художники, нельзя сказать, что эта тенденция продолжится в последующие годы и сделает ярмарку более экспериментальной. «Это вышло случайно, — говорит Флоранс Буржуа. — Мы получили много интересных проектов, поэтому нам удалось показать их больше».
В то же время рост числа представленных фотографов-женщин является результатом целенаправленной политики. В выпуске 2021 года количество участниц достигает 32% (по сравнению с 21% в 2019-м), а в разделе Curiosa доходит до 60%. Все это плоды начатого в 2018 году курса ELLES X, нацеленного на поощрение деятельности галерей в этом направлении. «Важно, чтобы рынок ценил женщин. Я до сих пор вижу слишком много коллекционеров, которые предпочитают покупать художников-мужчин, потому что думают, что их легче будет потом перепродать. Важно стимулировать одно и то же движение на всех уровнях: рынок, галереи, музейные институции», — говорит Натали Хершдорфер, директор Музея изящных искусств в швейцарском Ле-Локле. Она в этом году организует на ярмарке программу Parcours femmes — два «маршрута» (один на стендах участников, другой в интернете), чтобы сделать работы фотографов-женщин более заметными. Маршруты обращают внимание на почти 30 имен, среди которых как широко известные вроде Мэри Эллен Марк, Орлан или Салли Манн, так и новые фигуры, включая немку Аннелизе Кречмер, портретировавшую своих современниц в начале ХХ века, и финку Сиркку-Лийсу Конттинен, снимавшую на севере Англии в 1970-е годы. В состав ярмарки включена монографическая выставка, посвященная творчеству дизайнера и фотографа моды Деборы Турбевилль. Кроме того, отмечая 50-летие глобальных культурных инициатив BMW Group, BMW France представляет в рамках ярмарки работы «Пигмент изменения» Альмудены Ромеро, испанского фотографа, которая наносит изображения на листья растений, заставляя задуматься о взаимосвязи фотографии, природы и общества.
Однако с точки зрения гендерного равенства ярмарке есть куда расти: из 17 персональных проектов, представленных на стендах, только 4 посвящены женщинам. Монстры рынка пока что держатся старых традиций: галерея Gagosian (Париж) показывает Сая Твомбли, галерея Karsten Greve (Париж) — Герберта Листа, галерея Nailya Alexander (Нью-Йорк) — петербуржца Алексея Титаренко.