18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Ярмарка Paris Photo: больше молодых художников и больше женщин

После года пропуска парижская ярмарка фотографии возвращается, объединив 149 галерей во Временном Гран-пале на Марсовом поле и посвятив специальный проект женщинам

Нынешняя, 24-я Paris Photo проходит в пространстве Временного Гран-пале, который архитектор Жан-Мишель Вильмотт возвел на Марсовом поле (пока исторический Гран-пале закрыт на реставрацию), и, хотя его площадь увеличена еще за счет Эйфелевой галереи, в парижской фотоярмарке 2021 года смогло принять участие только 149 галерей (из 28 стран) против 180 в 2019-м. За год, который ярмарка вынуждена была пропустить, из руководства ушел Кристоф Виснер (он возглавил фестиваль фотографии «Встречи в Арле»), оставив Флоранс Буржуа ее единственной главой.

Как можно было ожидать, американских галерей приехало меньше, отчего выиграли французские участники (34% экспонентов по сравнению с 29% в 2019 году). Впрочем, если верить Буржуа, такой баланс сил вряд ли останется неизменным в будущем. «Список участников был утвержден весной прошлого года, в разгар пандемии, что объясняет отсутствие американцев. Но для нас важно, что Paris Photo сохраняет международную ДНК. Как и другие ярмарки, мы разработали платформу онлайн-залов, где каждый экспонент сможет предлагать на продажу пять работ в день. Посетители также имеют доступ к другим программам, разработанным исключительно для интернета».

Размеры стендов и их стоимость не изменились. Количество специализированных издательств, участвующих в ярмарке, стабильно (их около 30) и свидетельствует о важности этого сектора. Сектор Prisme, предназначенный для крупных инсталляций, был принесен в жертву, в то время как сектор Curiosa, посвященный новым тенденциям в фотографии, набрал силу, предлагая 20 проектов против 14 в прошлый раз. Но, хотя в текущем году на Paris Photo появились новые, молодые художники, нельзя сказать, что эта тенденция продолжится в последующие годы и сделает ярмарку более экспериментальной. «Это вышло случайно, — говорит Флоранс Буржуа. — Мы получили много интересных проектов, поэтому нам удалось показать их больше».

В то же время рост числа представленных фотографов-женщин является результатом целенаправленной политики. В выпуске 2021 года количество участниц достигает 32% (по сравнению с 21% в 2019-м), а в разделе Curiosa доходит до 60%. Все это плоды начатого в 2018 году курса ELLES X, нацеленного на поощрение деятельности галерей в этом направлении. «Важно, чтобы рынок ценил женщин. Я до сих пор вижу слишком много коллекционеров, которые предпочитают покупать художников-мужчин, потому что думают, что их легче будет потом перепродать. Важно стимулировать одно и то же движение на всех уровнях: рынок, галереи, музейные институции», — говорит Натали Хершдорфер, директор Музея изящных искусств в швейцарском Ле-Локле. Она в этом году организует на ярмарке программу Parcours femmes — два «маршрута» (один на стендах участников, другой в интернете), чтобы сделать работы фотографов-женщин более заметными. Маршруты обращают внимание на почти 30 имен, среди которых как широко известные вроде Мэри Эллен Марк, Орлан или Салли Манн, так и новые фигуры, включая немку Аннелизе Кречмер, портретировавшую своих современниц в начале ХХ века, и финку Сиркку-Лийсу Конттинен, снимавшую на севере Англии в 1970-е годы. В состав ярмарки включена монографическая выставка, посвященная творчеству дизайнера и фотографа моды Деборы Турбевилль. Кроме того, отмечая 50-летие глобальных культурных инициатив BMW Group, BMW France представляет в рамках ярмарки работы «Пигмент изменения» Альмудены Ромеро, испанского фотографа, которая наносит изображения на листья растений, заставляя задуматься о взаимосвязи фотографии, природы и общества.

Однако с точки зрения гендерного равенства ярмарке есть куда расти: из 17 персональных проектов, представленных на стендах, только 4 посвящены женщинам. Монстры рынка пока что держатся старых традиций: галерея Gagosian (Париж) показывает Сая Твомбли, галерея Karsten Greve (Париж) — Герберта Листа, галерея Nailya Alexander (Нью-Йорк) — петербуржца Алексея Титаренко.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+