Французский ювелирный Дом Cartier на протяжении своей почти двухвековой истории активно поддерживает искусство и различные культурные институции, а также привлекает к сотрудничеству художников из разных областей. Не стал исключением и 2021 год: с февраля по апрель в Государственном Эрмитаже проходила выставка, где были представлены итоги совместной реставрационной программы музея и Cartier — ювелирные шедевры из собрания Государственного Эрмитажа демонстрировали в Гербовом зале Зимнего дворца в окружении изделий Дома, в парижском Музее декоративного искусства проходит выставка «Cartier и исламское искусство: у истоков современности», в Дубае на Экспо-2020 при поддержке ювелирного Дома открылся «Женский павильон». Москва тоже не осталась без внимания — столичной публике посчастливилось увидеть выставку Sounds of Cartier, объединившую аудиовизуальное и ювелирное искусство.
Экспозицию в здании, где раньше размещался Институт русского реалистического искусства (ИРРИ), приурочили к запуску новой коллекции Sixième Sens («Шестое чувство»). В витринах были представлены избранные произведения Дома, раскрывающие стилистические коды Cartier: множество образов из знаменитого бестиария бренда, яркие Tutti Frutti с резными цветными камнями, а также архитектурный и лаконичный ар-деко.
Квинтэссенцией стиля Cartier стали два сета — Essaouira (колье, серьги, браслет и кольцо) в знаковой для Дома цветовой палитре «павлиний хвост», дополненной тонкими, четко структурированными вкраплениями оникса, сапфиров и бирюзы, и Percussion (колье, трансформирующееся в браслет, серьги и кольцо) из изумрудов старинной огранки «дыня», горного хрусталя, бриллиантов и оникса.
К работе над созданием проекта Sounds of Cartier пригласили художника-экспериментатора Сергея Филатова, известного своими кинетическими скульптурами и работающего в направлении саунд-арта. Лауреат премии «Инновация-2021» в номинации «Художник года» и участник 58-й Венецианской биеннале предложил пофантазировать на тему «звучания» ювелирных изделий.
Филатов как признанный мастер аудиовизуальных инсталляций и изобретатель новых музыкальных инструментов специально для выставки создал партитуру, основанную на визуальных ритмах украшений, экспонируемых в зале «Геометрия и контраст».
Абстрактное звуковое сопровождение выставки погружало зрителей в удивительный мир высокого ювелирного искусства. Аудиоперформанс базировался на акустических свойствах материалов — для этого художник выбрал такие материалы, как латунь, сталь, стекло и кварц. Главной целью было добиться необычных способов извлечения звуков.
Простые движущиеся скульптуры из металла удачно коррелировали с благородными и статичными украшениями. Посетителей встречали барабанные ритмы, перемежавшиеся чеканными звуками. Создавалось впечатление, что зрители попали внутрь конструкции часов или хронометра. Любопытно, что экспозиция располагалась в ныне закрытом ИРРИ, который, в свою очередь, занял здание бывшей ситценабивной фабрики, где «музыка» станков, так похожая на работы Сергея Филатова, звучала непрерывно.