Петербург — город, никогда не перестававший развиваться. Это исторический центр, который, не теряя имперского блеска, ныне отвечает всем требованиям современной жизни. Это пригороды, восстановленные буквально из пепла и напоминающие о том, что мы могли бы потерять, а также о том, сколько на их спасение потребовалось научных, человеческих и финансовых ресурсов. И это активно развивающиеся новые районы со своими центрами притяжения и инновационной архитектурой, придающие городу статус мегаполиса, уверенно смотрящего в будущее.
Новаторский подход к реставрации дворцовых ансамблей
Многие десятилетия продолжается реставрация памятников, утраченных во время Великой Отечественной войны. Совсем недавно возрождены из руин, причем с использованием самых современных технологий, церковь Воскресения Христова и Лионский зал Екатерининского дворца в Царском Селе, идут работы по воссозданию интерьеров Зубовского флигеля — личных покоев Екатерины II. Возвращается к жизни и Китайский дворец в Ораниенбауме. Для посещения открыты его интерьеры, уникальный образец рококо, в которых демонстрируется новаторский подход к реставрации памятников, когда сохраняется только подлинник, а все современные дополнения можно при необходимости удалить.
Лионский зал Екатерининского дворца в Царском Селе получил свое название по шелку, которым были обиты стены. 300 метров ткани «Золотой бутон», украшавшей зал полтора столетия назад, были сотканы заново на лионской мануфактуре Prelle.
За обшивкой иконостаса церкви Воскресения Христова в Царском Селе нашелся тайник, где были спрятаны 182 детали золоченого декора храма. Из них собрали одну створку Царских врат, а двух ангелов, украшавших алтарную сень, вернули на законные места.
Между кабинетом Павла I и будуаром в Китайском дворце в Ораниенбауме обнаружили дверь с подлинной росписью итальянского художника Стефано Бароцци. Он же был автором рисунков для вышивки панно Стеклярусного кабинета, с фона которых кропотливо, шаг за шагом удалили краску, наложенную в XIX веке.
Самой сложной задачей для реставраторов Китайского дворца в Ораниенбауме оказалось победить конденсат, который зимой превращался в лед под полом. При потеплении он таял и сбивал влажностный режим, сохранение которого — залог безопасности интерьеров, от паркета до плафонов.
Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея, Москва
Петербург — один из важнейших центров культурного туризма, люди приезжают сюда со всего мира и влюбляются в этот город. А культурный туризм дает, кроме прочего, экономике гораздо больше, чем просто туризм. Это накладывает большую ответственность. Для реальной исторической реставрации и реконструкции очень важны качество и научная основа, которые принципиальны для создания достойного имиджа страны. Государство в одиночку таких затрат не осилит; даже Италия, которая живет своими памятниками, не справляется без меценатской помощи корпораций и отдельных людей. И в этой ситуации компания «Газпром» становится символом инновационного и технологического развития Петербурга. Она помогает не только проводить наукоемкую и качественную реставрацию, сохранять историю, городской центр, но и развивать новые районы, делать их облик максимально современным. На мой взгляд, место для комплекса «Лахта Центр» было выбрано удачно, а сама башня, ее футуристическая архитектура, становится сейчас символом обновления Петербурга и прихода в нашу жизнь высоких технологий.
Маргарита Пушкина, коллекционер, основатель ярмарки современного искусства Cosmoscow
Петербург не зря называют музеем под открытым небом. Прогулки по историческому центру и посещение загородных дворцовых резиденций могут нагляднее и правдивее рассказать об истории нашей страны, чем многие книги и учебники. Безусловно, крайне важно сохранять это наследие, восстанавливать памятники истории и культуры, и я благодарна всем, кто занимается этим: архитекторам, реставраторам, а также, конечно, компаниям, которые вкладывают в это средства, как, например, «Газпром». Однако для любого города с богатой историей не менее важна устремленность в будущее. Поэтому меня очень радует, что, помимо восстановления исторического наследия, Петербург развивается и в области современной архитектуры. Причем футуристической и небанальной, примерами которой могут служить высотный комплекс «Лахта Центр», работа британского архитектора Тони Кеттла, и стадион «Газпром Арена», последнее творение знаменитого японца Кисë Курокавы, основателя движения метаболистов в архитектуре. Мне кажется, что присутствие новой архитектуры в городе с богатой историей крайне важно. Здесь, как и в случае с искусством, между классическим и современным возникает диалог, который дает нам новые точки зрения и перспективы.
Город XXI века
Петербург встречает 350-летие со дня рождения своего основателя Петра I по-прежнему молодым и амбициозным. Традиционно глядящий фасадами старых дворцов на Неву, Петербург теперь разворачивается к Финскому заливу: в Приморском районе сейчас идет формирование нового морского фасада города, эффектного и динамичного. К привычным открыточным видам прибавляются новые, доминантами которых стали стадион «Газпром Арена» японского архитектора Кисë Курокавы, сочетающий футуристическую архитектуру со сложными технологическими решениями (такими как раздвигающаяся крыша и выкатное поле), и «Лахта Центр» Тони Кеттла, самый высокий небоскреб в Европе и самый северный в мире. Благодаря уникальной архитектуре «Лахта Центр» получил международную премию Emporis Skyscraper Award в номинации «Небоскреб года — 2019». И это далеко не единственная международная награда — всего их более десяти. Например, в 2021-м в престижной CTBUH Awards башня «Лахта Центра» победила сразу в четырех номинациях, в том числе став «Лучшим высотным зданием Европы» и «Лучшим зданием высотой более 400 метров».
«Парящий» над чашей стадиона «Газпром Арена» купол поддерживается 40 вантами, натянутыми на 8 пилонов. Благодаря особому материалу, на крыше не задерживается снег. Площадь крыши в три раза больше Красной площади, а металлоконструкции весят как три Эйфелевы башни.
На стадионе «Газпром Арена» проходили матчи чемпионата мира по футболу 2018 года, в 2021 году состоялись матчи чемпионата Европы, а в 2022 году пройдет финал Лиги чемпионов УЕФА. Здесь выступали культовые группы «Ленинград» и Rammstein.
Архитектурная доминанта «Лахта Центра» — небоскреб высотой 462 метра — стал самым высоким зданием Европы. Это 87-этажное здание, закручивающееся на 90 градусов от основания до вершины в соответствии со сложной геометрией и архитектурой проекта.
Грунты основания башни «Лахта Центр» — вендские глины возрастом более 500 миллионов лет. Их плотность сравнима со скальными породами, однако для возведения комплекса было установлено более 2 тысяч свай, самые большие из которых залегают до отметок −82 метра и имеют диаметр 2 метра.
Иван Ургант, телеведущий
В новом облике Приморского района меня больше всего вдохновляет возможность пронестись над огромной водной гладью навстречу новым архитектурным сооружениям, когда едешь по Западному скоростному диаметру по мостам, а впереди красиво вырастают стадион «Газпром Арена» и «Лахта Центр», которые поражают своими размерами. Конечно, чтобы почувствовать это как следует, надо пожить там, а я только проезжаю мимо, поэтому не могу выступать в роли эксперта и судьи. Но главное — меня это совсем не раздражает. Мне нравится, выезжая из любимейшего мною старого Петербурга, оказываться в современных пространствах. Думаю, со стороны воды, с моря, это тоже здорово выглядит.
Историческая среда с современным уровнем комфорта
За последнее десятилетие исторический центр Петербурга стал современным и удобным для передвижения, сохранив блеск имперской столицы России. Это ощущение складывается подчас из едва заметных изменений: асфальт главных улиц сменился на гранитное мощение, установлены современные светодиодные фонари, стилизованные под исторические, выполнена архитектурно-художественная подсветка фасадов и памятников, культовых для горожан.
Любые работы вокруг зданий-памятников, на территории исторических садов и в целом работы по благоустройству в охранных зонах должны быть обязательно согласованы с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Дизайн современных светодиодных фонарей на Невском проспекте сочетает признаки нескольких исторических эпох. На Марсовом поле решено было вернуться к облику фонарей советского времени.
В гранитном мощении улиц и прежде использовалась разбивка на квадраты по размерам и оттенку плит. Современные архитекторы подходят к мощению еще более творчески, стараясь соотнести оттенок и рисунок каменных плит с характером места.
Летом в городе состоялась премьера променад-спектакля «SOMNUM. Ментальное кино о Петербурге». Ведомые Голосом города, в качестве которого выступил актер Геннадий Блинов, его участники идут по благоустроенным улицам исторического центра, которые превращаются в декорации рождающегося в реальном времени спектакля о прошлом и будущем.
Диана Вишнёва, прима-балерина, учредитель Фонда содействия развитию балетного искусства Дианы Вишнёвой
Петербург — мой родной город, город-музей, город застывшего движения. Как в самом сердце Петербурга, так и на сценах его театров, в музеях, а теперь и на рукотворном острове Новая Голландия, — во всем я нахожу вдохновение и силы.
Наш город хранит память поколений, и поэтому каждый новый этап восстановления его исторического центра становится особенным событием. Очень важно, что крупный бизнес обращает внимание на проблемы инфраструктуры города. Хрупкая, утонченная архитектура, как классический танец, требует постоянного внимания, точности движений и трепетного отношения. А современная архитектура, как и современный танец, требует смелости, решительности, широкого кругозора и благожелательности — любви к своему городу, его жителям и гостям.
Для меня особенно важно, что в процессе реконструкции у ансамбля Мариинского театра будет создан проект художественной подсветки. Свет — сценический, кинематографический, театральный — позволяет увидеть красоту и смыслы, вкладываемые в произведения искусства их авторами. А Мариинский театр — моя альма-матер, мой дом, где шло мое становление не только как артиста, но и как личности. Здесь проходили все мои главные премьеры, это место моих первых успехов, но и первых испытаний профессией. Поэтому для меня Мариинский театр требует особого и очень бережного отношения.
Павел Пригара, директор Центрального выставочного зала «Манеж»
Городская среда является сложным и многомерным визуальным пространством. Очевидно, что оно формируется не только за счет архитектурных и урбанистических доминант, зданий и проспектов, но также благодаря большому количеству деталей, которые акцентируют это пространство. Это и малые архитектурные формы, и озеленение, и шрифты на городских вывесках, и даже повседневная одежда горожан.
На мой взгляд, мы не можем быть избыточно критичными к происходящим в городе переменам, поскольку они являются отражением тех социальных процессов, которые мы наблюдаем в обществе. Городская среда может и формировать определенные эстетические эталоны, и испытывать общество на уровень визуальной терпимости. И конечно, хорошим примером подобной проверки является появление в мегаполисе временных объектов искусства (паблик-арта), которые выстраивают диалог городской среды с новыми смыслами. И абсолютно точно: даже в самом классическом и прекрасном городе мы не можем c уверенностью сказать, что «уже подвели черту, что все лучшее позади».