18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Смолянок» отреставрировали и впервые показывают в Москве

№96
Материал из газеты

Знаменитый цикл Дмитрия Левицкого впервые целиком демонстрируют в Москве, в Историческом музее. Экспозиция не ограничивается семью портретами танцующих и музицирующих девушек, но дополнена предметами, связанными со Смольным институтом

Серия портретов, изображающих воспитанниц Смольного института, пожалуй, один из самых известных циклов в русском искусстве. Обычно он пребывает в залах постоянной экспозиции Русского музея, но в этом году его впервые целиком одолжили на выставку в Исторический музей в честь грядущего юбилея последнего. К тому же в 2010 году «Смолянки» прошли полную реставрацию, что позволит увидеть картины новым взглядом. Людмила Руднева, хранитель живописи XVIII века ГИМ, рассказала, что после того, как с картин Дмитрия Левицкого был снят толстый слой темно-желтого лака, открылись детали, которые ранее были спрятаны под позднейшими записями.

Однако экспозиция не ограничивается семью портретами танцующих и музицирующих девушек, но дополнена другими предметами, связанными с судьбой Смольного института, ставшего первым из огромной сети женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии. Также затронута история Смольного монастыря, где институт располагался с 1764 по 1806 год.

Всего представлено около 90 предметов. Среди них — мемориальная вещь, единственный сохранившийся рисунок Левицкого, запечатлевший императрицу. Сама основательница Смольного института Екатерина II подарила его Академии художеств.

Из Эрмитажа прибыли фрейлинский шифр (некоторые смолянки первых выпусков попадали во фрейлины двора) и наградной знак институтки, который также представлял собой вензель с инициалами императрицы, только из менее ценных материалов.

Русский музей дополнил выставку коллекцией медалей, жетонов и наградных знаков, связанных с женскими институтами. Исторический музей принял участие в экспозиции почти двумя десятками предметов, один из самых любопытных — изображение интерьера комнаты фрейлины Екатерины Нелидовой. Этот рисунок 1839 года — единственное сохранившееся свидетельство того, как выглядели жилые помещения этого учебного заведения; он был приобретен музеем в 1960-х у частного лица. Из живописных полотен — портрет одного из создателей института, Ивана Бецкого, портрет императрицы Екатерины кисти Левицкого, а также его собственный портрет, написанный Иваном Яковлевым.

Из Русского музея также привезли элементы отделки церкви Святой Екатерины в монастыре, которая стала домовым храмом учебного заведения. Царские врата и резные детали иконостаса выполнены по рисунку Растрелли.

Среди других экспонатов — мундирное платье, коллекция вееров, графические виды института и монастыря, уникальный фотоальбом Карла Буллы 1905 года, запечатлевший последний этап существования Смольного института, несколько томов «Истории» Николая Карамзина с дарственной надписью учебному заведению.  

Государственный исторический музей. Выставочный комплекс
«Шедевры Русского музея: «Смолянки» Дмитрия Левицкого»
До 14 февраля 2022

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+