Уэc Андерсон — очень хитрый и умный художник, за что его и любят. Ностальгирующий по ХХ веку, он научился мастерски создавать пространство выдуманных городов. Совершенная симметрия, четкая цветовая палитра, поставленный свет — Андерсон не снимает окружающий мир, а конструирует его. Поэтому неудивительно, что режиссер попробовал себя в качестве создателя анимационного фильма. В «Бесподобном мистере Фоксе» (2009) он впервые создал аниматик, то есть анимированную раскадровку, позволяющую выстроить план будущего проекта. Она понадобилась автору, потому что с его дорогостоящими работами он не может делать лишних кадров. Влияние аниматиков на кино Андерсона велико: с одной стороны, идеально выверенные изображения, с другой — скованность актеров, душное пространство. Легкость фильмам режиссер придает фирменным, неуловимым юмором. Он не шутит прямо, а обыгрывает и намекает — полон намеков и его свежий шедевр «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“».
Структура «Французского вестника» повторяет структуру реальной газеты: несколько больших отделов («искусство», «политика», «еда»), написанные лучшими американскими журналистами. Андерсон посвятил фильм журналу New Yorker, потому что с детства обожал его статьи и красочные обложки. Последние несколько лет режиссер живет во Франции, поэтому его герои обитают в выдуманном французском городке Аннуи-на-Блазе (съемки проходили в Ангулеме на юго-западе Новой Аквитании). Первый сюжет Уэс Андерсон назвал «Бетонный шедевр» и незлобно посмеялся над миром арт-дилерства.
История проста. Мозес Розенталь (Бенисио дель Торо) рисовал с детства, но постепенно сошел с ума и совершил двойное убийство. Его посадили в тюрьму-психбольницу на много лет, где на местной выставке его картину заметил арт-дилер Джулиен Кадазио (Эдриен Броуди), увидевший в Мозесе гениального художника. Чтобы получить выгоду, Джулиен проводит кампанию по популяризации произведений Мозеса, распродает его раннее искусство, пытается вызволить из тюрьмы и после поражения в суде заказывает выставку, ради которой коллекционеры отправляются в место заключения автора. Там их ждет краткое разочарование: Мозес нарисовал фрески, которые покровительница искусств Апшур Мо Клампетт (Лоис Смит) через 20 лет вывозит вместе со стеной в США.
Знатоки истории современного искусства могут догадаться, над чем шутит Уэс Андерсон. Снимая «Бетонный шедевр», режиссер вдохновлялся жизнью великого арт-дилера конца XIX — начала ХХ века Джозефа Дювина, или просто Джо. Дювин не любил аукционы и современное искусство, продавал американским нуворишам только старых мастеров и имел роскошные виллы-резиденции в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. Надо сказать, что от Дювина, для которого деньги были выше искусства, Андерсон взял только мягкое лицо и внешнюю одухотворенность. Так как Дювин не работал с современными художниками, то ему не приходилось устраивать фокусов и убеждать богачей, что перед ними шедевры, которые с годами будут стоить намного дороже. Поэтому в образе Джулиена Кадазио можно увидеть и Лео Кастелли, открывшего миру имена Джаспера Джонса, Франца Клайна, Джексона Поллока, Эда Рейнхардта, Марка Ротко и других, состоявших в клубе авангардных художников. Кастелли испытывал искренний интерес к современному искусству и понял, что в привычной связке «художник, арт-дилер и критик» появился четвертый игрок — музей. Роли музея и критика во «Французском вестнике» совместил образ Дж.К.Л.Беренсен (Тильда Суинтон), вдохновленный преподавательницей и писательницей Розамунд Бернье. Героиня Суинтон носит фамилию арт-критика и ученого Бернарда Беренсона, который выступал экспертом (и был в доле) при оценке картин Дювина. В фильме Дж.К.Л.Беренсен связана со всеми: с художником Мозесом спала, ассистировала коллекционеру, любительнице искусства Клампетт, читала лекции в художественном центре Канзаса и написала статью для «Французского вестника». Все схвачено.
Произведения Мозеса Розенталя отсылают к работам абстрактных экспрессионистов (картины для съемок написал спутник жизни Суинтон Сандро Копп), которых Уэс Андерсон в фильме прозвал «школой французских брызгунов». Искусство Мозеса породило последователей (ведь таково влияние великих художников, скажут дилеры), а эксплуатация автора напоминает об истории Клода Моне, которого его дилер Поль Дюран-Рюэль попросил за короткий срок подготовить серию «Кувшинки», а художник, неудовлетворенный качеством картин, уничтожил их. Но импрессионист был свободным человеком, а Мозес Розенталь сидит больше 11 лет в тюрьме. Поэтому в отместку, с задержкой в три года, Мозес создает фрески, которые, как он думает, невозможно будет продать. Но история искусства ХХ–XXI веков показывает, что деньги могут все — граффити Бэнкси вырезаются из купленных домов и продаются на аукционах. Так Уэс Андерсон подтверждает фразу Джулиена Кадазио, что все продается и главный вопрос лишь, какая цена.
Премьера фильма состоялась 16 ноября в кинотеатре «Художественный» в рамках празднования его 112-летия.