Название книги Анны Козониной для человека, чья юность пришлась на 1990-е, безошибочно отсылает к «Странным танцам», песне постсоветской группы «Технология», клип на которую был снят на станции московского метро «Беляево». Как и песня, первое издание о российских свободных формах танца, вышедшее в серии Garage Dance, — о тех местах, нередко случайных, где рождаются любовь и танец: о городских локациях, галереях современного искусства, арт-центрах.
Три разворота книги «Странные танцы. Tеории и истории вокруг танцевального перформанса в России» автор посвящает терминам, четко фокусируя внимание на несценических формах современного танца. Анна Козонина убеждена, что танцперформанс не случайно дрейфует в сторону институций современного искусства, в последнее время позволяющих себе больше театральности и дающих площадку танцу, который «не принимается консервативным театром». Танцевальный перформанс, экспериментальный, неконвенциональный, «странный» танец — Козонина находит понятные и убедительные определения всем используемым терминам, что заранее снимает много вопросов.
Первая глава книги представляет собой краткую историю современного танца в России и носит название «От Айседоры Дункан до „Айседорина горя“». Немало страниц посвящено анализу кейсов «танцевального кооператива» «Айседорино горе»: существующий с 2012 года дуэт Дарьи Плоховой и Александры Портянниковой прочно вписан в историю перформансами на ВДНХ, в «Зарядье», в ЦДХ, на площади Большого театра, на лавочках около метро «Новые Черемушки», онлайн-квартирниками и разумными играми с технологиями. Через аналогии с американским проектом театра Judson Church 1960–1970-х Козонина разъясняет причины кризиса театрально-танцевального зрелища и стремления авторов перформансов к сконструированной чистоте и аскезе. Обозначает ситуацию: рассматриваемые работы больше нацелены на исследовательский процесс, чем на производство законченного художественного продукта. Обнажает антропологический пунктум: в танцперформансе предлагается интенсивное совместное переживание настоящего момента. Именно о таких работах читать интереснее всего. Козониной удается передать совместность переживания в разборах, скажем, перформансов «108 соло» и «Действие» Александры Конниковой.
Глава «Активно действовать, никого не подавлять» посвящена коллективному творчеству и «горизонтальным» по способу создания перформансам, работающим в первую очередь с разрушением иерархий. Неформальные объединения, знающие, что в России надо жить долго, скажут, что все это уже было, но для практики всегда важен момент «здесь и сейчас». Программа «СОТА» («Современный танец») Дины Хусейн середины 2010-х, резиденция СТД в Рузе при участии исследователя Кати Ганюшиной и костромского дуэта хореографов «Диалог данс», лаборатория Конниковой в Боярских палатах и «Электротеатре», сообщество Лаборатории современного танца Вагановской академии и петербургской студии «Сдвиг» — все эти проекты принципиально и даже в чем-то болезненно стремятся к тому самому разламыванию иерархий. «То, как сделано искусство, часто не менее важно, чем сам предмет искусства», — замечает Козонина. Она говорит о том, что подключение к сообществу происходит только через практику, и о том, что длительность и интенсивность этой практики важнее ее успешности.
Интересны рассуждения автора о стратегиях собственной деколонизации, поскольку много копий уже было сломано в связи с тезисом о том, что российский современный танец — явление заимствованное. Стратегии эти могут быть разными. Тут и работа с местной историей и современностью через тело («Эскалация героизма», «Факультет чувственности», «Советский жест» того же «Айседорина горя», перформанс «Ударница» Татьяны Чижиковой). И переосмысление западноцентричной истории танца (проект студии «Сдвиг» «Субъективная история танца», где танцхудожники через лекции-перформансы предлагают «аффективно-телесный взгляд» на прошлое). Третья стратегия — в создании текстов о танце самими танцхудожниками. Регулярно пишут Анна Кравченко, Вик Лащенов, Дарья Плохова, Александра Портянникова, Дарья Юрийчук.
Анализ коллективной хореографии, практик соучастия, совместных творческих переживаний в российских танцевальных перформансах, пожалуй, самое важное, что есть в книге Анны Козониной. Это разбор воплощений «совместности, которая предполагает постоянное удержание вместе индивидуальных различий». То, что слова для подвига российских танцевальных перформеров найдены, и есть важнейшая заслуга исследователя.