18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Премия Кандинского объявила имена лауреатов

Церемония прошла в гибридном формате — жюри и номинанты собрались в Московском музее современного искусства на Петровке, а зрители могли следить за вручением наград в прямом эфире. Двое из трех победителей стали обладателями премии во второй раз

Победителем в номинации «Проект года» и обладателем 1,8 млн руб. стал Андрей Кузькин. Его инсталляция «Молельщики и герои», над которой он трудился в течение трех лет, состоит из 1104 фигурок из хлебного мякиша, размещенных в узких ячейках в молитвенной позе. Часть арт-объектов облита кровью художника. «Здесь я соединил христианский символизм, потому что хлеб — символ тела Иисуса, и русскую тюремную традицию лепки из мякиша», — комментирует художник. Он уже становился обладателем награды в номинации «Проект года» в 2016 году с проектом «Право на жизнь».

Во второй раз премию и 450 тыс. руб. получила и Альбина Мохрякова, победившая в категории «Молодой художник. Проект года». В 2019 году она была признана лучшей с короткометражкой «Каэгха», а в этом году жюри отметило «Рой». По словам самой художницы, это «работа с образом жужжащей воронки из тел молодых парней, которые закручиваются в общую массу, постепенно стирая личное, оставляя отпечаток фрагмента». «По этой же аналогии можно вспомнить о боевых сражениях. Взяв за основу ролики из YouTube, где уральские добровольцы исполняют „танец смерти“, я воспроизвожу ритм военного ритуала, который пропитан ожиданием и ужасом», — объясняет она.

Лучшей в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» стала рукопись «Коллективные формы художественного перформанса в России начала ХХI века» Романа Осминкина. В ней история российского перформанса рассматривается Осминкиным — не только куратором, но и поэтом и перформером — как форма коллективного творческого взаимодействия в социокультурном контексте. Автор исследует генезис перформативных форм человеческого взаимодействия — от ритуалов к авангардным инсценировкам — и показывает, как перформанс, возникший на стыке искусства и театра, стал формировать новые типы общественных отношений.

Работы лауреатов, финалистов и номинантов премии можно увидеть на выставке в Московском музее современного искусства на Петровке до 21 ноября. В этом году из более чем 700 заявок в лонг-лист вошли 34, 16 из них — на «Проект года», 11 — на звание лучшего молодого художника, и семь книг, две из которых пока рукописи.

Премия Кандинского учреждена в 2007 году Международным культурным фондом BREUS Foundation (ранее «АртХроника») по инициативе российского бизнесмена Шалвы Бреуса. Премия присуждается в номинациях «Проект года» (1,8 млн руб.), «Молодой художник. Проект года» (450 тыс. руб.) и «Научная работа. История и теория современного искусства» (приз — издание работы на русском или английском языке). Финалистов отбирает международное жюри. За прошедшие несколько лет победителями Премии Кандинского в номинации «Проект года» стали Евгений Антуфьев (2019), группировка ЗИП (2017), Андрей Кузькин (2016), Андрей Филиппов (2015), Павел Пепперштейн (2014).

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+