Фонду Бейелера удалось почти невозможное, им посчастливилось получить «Маху одетую» Франсиско Гойи (1746–1882) на большую выставку испанского художника. Парная ей «Маха обнаженная» осталась дома: она пользуется такой горячей любовью посетителей, что Музей Прадо не готов отправлять ее на другие выставочные площадки.
Всего в Фонде Бейелера представлено 75 картин, 50 рисунков и 50 офортов Гойи. Переговоры об организации этой выставки с Прадо, владеющим самым большим собранием произведений испанского мастера, начались 13 лет назад. Мадридский музей щедро предоставил целых 12 картин и 33 рисунка, но и Фонд Бейелера не остается в долгу: в последнее время в выставках Прадо поучаствовали работы Фрэнсиса Бэкона, Альберто Джакометти и Пабло Пикассо из его коллекции.
Куратор Фонда Бейелера Мартин Швандер уверен, что это «одна из самых значительных в истории выставок за пределами Испании, посвященных Франсиско Гойе». В экспозицию вошло впечатляющее количество произведений из сторонних коллекций, в том числе еще две картины, изображающие мах (молодых испанок в традиционной одежде). Полотна «Махи на балконе» и «Маха и сводница» (обе 1808–1812) прибыли из частных коллекций; владелец первого из них предпочел остаться анонимным, а второе принадлежит маркизе Алисии Копловиц, одной из богатейших женщин Испании. Весьма вероятно, что две эти картины никогда прежде не выставлялись вместе.
Восемь жанровых сцен (1806–1810) из собрания Диего дель Алькасара, 10-го маркиза ла Романа, впервые экспонируются за пределами Мадрида. Еще четыре панели (1810–1816), крайне редко попадающие в музейную аренду, передала на выставку в Базеле мадридская Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо.
Вошли в экспозицию и офорты из серии «Капричос» (1797–1799), в том числе самый знаменитый «Сон разума рождает чудовищ», меланхолическая гравюра, на которой иронии и сарказму не удается отбиться от иррационального. Эту подборку предоставил бернский коллекционер Эберхард Корнфельд, глава одного из ведущих аукционных домов Швейцарии.
Фонд Бейелера, обладающий великолепной коллекцией модернизма и современного искусства, подчеркивает, что Гойя оказал огромное влияние на художников последующих поколений. Сюрреалисты 1920-х годов видели в нем родственную душу. Его загадочный художественный мир вызывал восхищение многих испанских мастеров ХХ века, в том числе Пикассо и Жоана Миро. Сегодня Гойя остается образцом для множества художников, которые своим творчеством борются с войной, угнетением, эксплуатацией и невежеством.
Фонд Бейелера, Базель
«Гойя»
До 23 января 2022