18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Меньшие братья курантов и ходиков составляют отдельную коллекцию в Музеях Кремля

№96
Материал из газеты

Эти хронометры не только информировали владельцев о времени, но и привносили в их жизнь изощренную, эмблематическую красоту. Музеи Московского Кремля выпустили иллюстрированный каталог своей коллекции западноевропейских часов

Среди сокровищ Музеев Московского Кремля есть один вид экспонатов, который особенно трудно рассматривать, — это часы, карманные и настольные. Выставленные обычно в витринах Мироваренной палаты, эти предметы легко теряются среди общего блеска православного золота и немецкого столового серебра. Тем не менее каждые старинные часы из коллекции Кремля (а их всего-то пара десятков) крайне любопытны. Драгоценные материалы и виртуозная работа ремесленников соединяются в них и с исторической ценностью, и — что обычно ускользает от внимания простого зрителя — с необыкновенно усложненной иконографической программой.

Новое музейное издание «Символ и время. Западноевропейские часы XVI — начала XVIII века» по формату представляет собой каталог. В нем опубликовано 18 древнейших предметов, в основном XVII столетия. Это великолепно изданный альбом, в котором особенно впечатляет большое количество кадров макросъемки. Каждый объект представлен со всех ракурсов и в максимальном увеличении, что позволяет насладиться разглядыванием херувимчиков размером с ноготок или мавров высотой с мизинчик. Все часы, которые раскладываются или раздвигаются, сняты и в раскрытом виде, ведь изначально предполагалось, что ими будут пользоваться именно так. И выясняется, что внутри лаконичного стального черепа (часы из Страсбурга, XVII век) скрывается золотой узор из листьев и цветов в барочном духе, веселая игра золоченых шестеренок. Что, разумеется, было сделано часовщиком не только для красоты, но и для символического противопоставления жизни и смерти.

Кроме подробнейшей фотосъемки у книги имеется и другое важное достоинство. По сути, это еще и небольшая монография сотрудницы музея Юлии Звездиной, специалиста по символике и эмблематике западноевропейского искусства. В очерке, занимающем чуть менее половины издания, она дает увлекательную справку об истории развития часового жанра именно как декоративно-прикладного искусства, связанного с символикой и аллегориями. Эмблемы в этих случаях использовались чаще всего барочные, поскольку именно с конца XVI века, благодаря прогрессу механизмов, начинается штучное производство роскошных часов.

Украшение их орнаментами и фигурами обычно имело, как уже упоминалось, весьма сложную иконографическую программу — не хуже, чем для написания барочных картин. Нередко изображения брались из гравюр самых разных мастеров — вплоть до Альбрехта Дюрера. Использовались образы библейские, мифологические, аллегорические, зодиакальные. Автор снабжает свой рассказ репродукциями соответствующих гравюр, а также фотографиями приборов из других коллекций, в том числе Государственного Эрмитажа. Читатель, пройдя по лабиринтам этого искусствоведческого расследования, обнаруживает, что мир старинных часов намного сложнее и таинственнее, чем ему казалось прежде. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+