18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

По дороге из Берлина в Париж звезды европейской арт-сцены сошлись в Москве

№96
Материал из газеты

Новая Третьяковка стала второй остановкой международного проекта «Многообразие/Единство». Среди 90 художников из 34 стран — Георг Базелиц, Гилберт и Джордж, Маурицио Каттелан, Аннетт Мессаже, Герхард Рихтер, Олафур Элиассон и их российские коллеги

Первый за долгое время в России передвижной проект «Многообразие / Единство» основан, скорее, на горизонтальных связях. Хотя у выставки имеются два главных организатора — Фонд искусства и культуры из Бонна, возглавляемый профессором Вальтером Смерлингом, и Государственная Третьяковская галерея, сюжет этот отнюдь не российско-немецкий, у него обширная география и богатый набор партнеров. В предмете же — современное европейское искусство от падения железного занавеса до наших дней. Ранее предполагалось, что выставка откроется сначала в Западном крыле Новой Третьяковки (она стояла в графике на ноябрь 2020 года), а затем отправится в Берлин и Париж. Однако планы подверглись корректировке из-за пандемии коронавируса. Старт проекту был дан в Берлине в июне 2021 года — выставка проходила в двух ангарах на территории бывшего аэропорта Темпельхоф. Москва становится вторым пунктом маршрута, Париж по-прежнему третий.

Московская версия выставки близка к берлинской, изменения в списке имен и в составе произведений минимальны. Все интернациональные звезды присутствуют и у нас, их перечень внушителен — назвать хотя бы Георга Базелица, Монику Бонвичини, Эрвина Вурма, Гилберта и Джорджа, Илью и Эмилию Кабаковых, Маурицио Каттелана, Аннетт Мессаже, Герхарда Рихтера, Мону Хатум, Олафура Элиассона, группу Slavs and Tatars. Суммарно в российской столице обещают показать около 300 произведений, созданных девятью десятками художников из 34 стран.

По словам Фаины Балаховской, участницы кураторской группы выставки, роль музеев и других институций в подготовке была относительно вторичной, поскольку во главу угла ставились мнения и воззрения художников. Все девять кураторов выступали скорее в качестве независимых экспертов и медиаторов, нежели чьих-то полномочных представителей. «Каждый из кураторов общался с художниками, — говорит Балаховская, — они вместе выбирали и решали, какие именно произведения должны быть показаны на выставке. Так что в данном случае важны не собрания, из которых взяты работы, а в первую очередь позиции самих авторов. Была задача дать высказаться именно им».

Отчасти по этой причине рассматривались персоны только живущих, действующих художников. Один из самых именитых участников проекта Кристиан Болтански умер в июле нынешнего года, когда берлинская выставка уже была открыта. Он успел предложить для «Многообразия / Единства» свою интерактивную работу Etre à nouveau Diversity United, одну из последних.

Ряд работ был сделан авторами специально для выставки, но есть произведения и гораздо более ранние, датированные еще 1990-ми. Чаще же всего авторы предлагали недавно законченные произведения, как было, например, с огромной инсталляцией Ансельма Кифера «Зимний путь» (2015–2020), которая нигде прежде не демонстрировалась. В целом это, конечно, не исчерпывающий обзор современного европейского искусства за три последних десятилетия, а своего рода антология, главной темой которой можно считать разговор об общих ценностях и проблемах. Причем не только о тех, которые присущи Евросоюзу. Устроители принимали в расчет художников со всего континента — «от Португалии до России, от Норвегии до Турции», как гласил берлинский пресс-релиз.

Надо признать, что мы у себя понемногу стали отвыкать от такого рода совместных международных проектов. И не только из-за пандемии. Можно вспомнить, правда, выставку 2017 года в ГМИИ имени А.С.Пушкина «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968», хотя она базировалась все-таки на материале уже давнем, историческом. А здесь нам предлагается «сверить часы» и заодно поискать собственное место на актуальной художественной карте континента.

Новая Третьяковка, Западное крыло
«Многообразие / Единство. Современное европейское искусство. Берлин, Москва, Париж»
До 8 марта 2022

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+