18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Роман Жукарин: «Нижегородцы подчас забывают, какими сокровищами обладает их музей»

№96
Материал из газеты

Отмечающий в этом году 125-летие Нижегородский художественный музей недавно пережил грандиозную реконструкцию и стал одним из самых модернизированных в стране. О его деятельности нашему изданию рассказал директор музея

В этом году исполняется десять лет, как вы стали директором музея. В чем видите свои главные достижения?

Удалось наладить прочные партнерские отношения с директорами столичных и региональных российских музеев. Это в нашем мире многое значит. Мы дружим с художественными музеями Екатеринбурга, Казани, Самары, и все они (а еще Русский музей и Третьяковская галерея) дали нам работы на программную выставку «Кандинский, Малевич и русский авангард. К 100-летию нижегородской коллекции». У нас прекрасные отношения с ГМИИ имени А.С.Пушкина. Наш недавний совместный проект в Нижнем Новгороде — выставка «Тьеполо, Каналетто, Гварди и современники», она открыта до 7 ноября. А еще в этом году мы впервые провели Дни Эрмитажа — показали эрмитажную «Мадонну делла Грацие» кисти венецианца Лоренцо Лотто, дополнив ее 19 гравюрами о Деве Марии из собственного собрания.

ДОСЬЕ
Роман Жукарин
Директор Нижегородского государственного художественного музея

В 1982 году родился в городе Горький (ныне — Нижний Новгород).
Окончил исторический факультет Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского. Там же учился в аспирантуре факультета международных отношений. Кандидат исторических наук.
Работал в родном университете, потом в Министерстве культуры Нижегородской области.
С 2011 года генеральный директор ГБУК «Нижегородский государственный художественный музей».

Еще…

И наконец, наш главный стратегический партнер — Третьяковская галерея. В 2016-м, когда наш музей отмечал 120-летие, Третьяковка привезла в Нижний потрясающую выставку «На рубеже веков. Шедевры Государственной Третьяковской галереи». Привезли даже большое полотно Константина Коровина «Базар у пристани в Архангельске» (1896), которое когда-то украшало павильон «Крайний Север» на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. И мы, в свою очередь, поддерживаем почти все выставочные проекты ГТГ в Москве и за рубежом — отправляем важные работы из своей коллекции, иногда из постоянной экспозиции. Сейчас участвуем в выставке Алексея Венецианова, до этого были Роберт Фальк, Илья Репин… Всего не перечесть. Репинский этюд «Христос» (1884) из нашего собрания в 2018-м экспонировался в Ватикане в рамках выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича». А Татьяна Юденкова, ведущий научный сотрудник ГТГ, посвятила нашему «Христу» отдельную статью, чем привлекла к этой работе огромное внимание.

Можно как-то определить специфику собрания музея? Какой период отечественной истории искусств у вас представлен лучше всего?

В нашей коллекции (а она не очень большая — 12,5 тыс. единиц хранения) все периоды отечественного искусства, с XIV по XX век, представлены первоклассными вещами. У нас, например, хранится хрестоматийный «Ковер-самолет» Виктора Васнецова. Девять полотен Айвазовского, из которых можно делать монографический зал. «Гадающая Светлана» Карла Брюллова, чуть ли не единственная его жанровая работа на русскую тему. Есть Крамской, Поленов, Саврасов, Серебрякова, Серов, Шишкин. Прекрасное собрание авангарда. Например, редкий для Наталии Гончаровой опыт — работа «Лучизм». Или «Композиция № 4» Василия Кандинского, которой отмечен переход от фигуратива к абстракции. Еще у нас достойная коллекция западноевропейского искусства. Часто ли в региональном музее можно увидеть Питера Брейгеля Младшего, Якоба Йорданса, Лукаса Кранаха, Огюста Ренуара, Тинторетто, Эль Греко?! Мне кажется, нижегородцы подчас забывают, какими сокровищами обладает их музей.

Хватает ли выставочных площадей для всех шедевров?

Два последних года музей находился на капитальном ремонте. В корпусе 3 в кремле, где размещается коллекция русского искусства XIV–XIX веков, мы полностью поменяли инженерные сети, снесли лишние стены, сделали современный климат-контроль, построили новые стеллажи в хранилище, убрали административные службы с третьего этажа, тем самым расширив пространство экспозиции.

Был кардинально обновлен дом Сироткина на Верхне-Волжской набережной, где мы показываем западноевропейское искусство. Там поменяли полы, по-новому покрасили стены, сделали профессиональный свет и прочее.

У музея появилось два новых адреса. В здание на площади Минина и Пожарского мы перенесли искусство XX века, а расположенный в кремле Манеж стал площадкой для временных выставок. Манеж образует один ансамбль с домовой Никольской церковью, их реконструкция была завершена к 800-летию города. Здесь мы планируем события, соответствующие сакральному характеру места. Сейчас в Манеже развернута выставка «Небесный Нижний» — более 300 произведений религиозного искусства XV–XX веков (иконы, церковная утварь, рукописные и старопечатные книги) из 15 государственных и частных собраний.

Пока, наверное, рано говорить, что экспозиции приобрели завершенный вид, ведь мы многое перевесили, чтобы освободить пространство для юбилейных выставок. Но, думаю, к концу года все вещи найдут постоянные места в залах и история искусства выстроится в своей полноте.

Нет ли у вас идеи организовать отдел новейших течений?

В Нижнем Новгороде за новейшие течения отвечает ГЦСИ «Арсенал». Мы же, если говорить о каком-то более или менее недавнем художественном опыте, сосредоточимся на искусстве XX века, причем планируем показывать не только авангард, но и соцреализм. У нас крепкие связи с Нижегородским отделением Союза художников России, и выставки его членов мы тоже будем проводить, причем по высоким музейным стандартам: с современным выставочным дизайном, с приглашением интересных кураторов со всей страны.

А как обстоят дела с компьютерными технологиями?

Музей стремится идти в ногу с прогрессом. Недавно с помощью VR (погружение в виртуальное пространство с использованием специальных очков. — TANR) мы «оживили» самый большой и важный наш экспонат — картину «Воззвание Минина» Константина Маковского. Все, конечно, помнят, что в 1611 году Минин и Пожарский собирали ополчение именно в Нижнем Новгороде. Для города это очень личная история. Размеры картины — почти 7 на 6 м, художник написал ее в 1896 году для нижегородской выставки. И вот с помощью VR-оборудования зритель может очутиться внутри произведения, побеседовать с его автором и героями.

Поговорим о музейном маркетинге. Развиваете?

Здесь нам есть к чему стремиться. Одно дело — организовать классную выставку, и совсем другое — привлечь к ней внимание максимального числа людей, побудить их прийти в музей. Не уверен, что у нас это получается на все 100%.

Наверное, так у всех. Вот и Зельфира Трегулова записывает с музыкантом Шнуром видеоэкскурсию по ГТГ с целью зацепить новых зрителей.

Сергей Шнуров, кстати, яркий художник, его выставки очень успешны.

Как раз о смене амплуа: Шнуров рисует, а вы недавно запели — выпустили клип, в котором исполнили песню Джона Леннона Isolation. Тоже маркетинг?

Это не было заранее продуманной акцией. В 2020-м страна сидела на карантине, музей был закрыт, было грустно. Я с музыкой дружу, мне нетрудно было записать песню в нашей студии, где мы записываем аудиогиды. А потом нашлись ребята, сделавшие клип. Все получилось спонтанно, от души, и всем понравилось.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+