18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Великолепный Фаберже вернулся в Музей Виктории и Альберта

№97
Материал из газеты

Большая выставка рассказывает историю российской ювелирной фирмы в Лондоне, а в Брайтоне показывают ранее не экспонировавшиеся драгоценные настольные аксессуары

В 1977 году к 25-летию правления королевы Музей Виктории и Альберта приурочил выставку «Фаберже. 1846–1920». Это была ослепительная экспозиция шедевров знаменитой ювелирной фирмы — 420 образцов ее искусства, выполненных из разных материалов, в разных техниках и стилях и ставивших Карла Фаберже на голову выше всех его конкурентов. Пожалуй, самыми впечатляющими были 170 с лишним фигурок животных из самоцветов и около 20 цветочных композиций с драгоценными камнями, предоставленные Королевской коллекцией. Но и это еще не все: в экспозицию вошло 21 из приблизительно полусотни знаменитых императорских яиц Фаберже. Каждый день перед музеем выстраивалась очередь, иногда тянувшаяся до середины улицы. Выставка стала одной из самых посещаемых в ту эпоху: она привлекла 150 тыс. человек и составила конкуренцию даже сокровищам Тутанхамона, которые экспонировались в Британском музее в 1972 году.

Поэтому нет ничего удивительного в желании Музея Виктории и Альберта повторить успех блокбастера 1977 года новой выставкой «Фаберже. От романтики до революции». В нее включено 200 экспонатов, но при этом кураторы выбрали оригинальный подход, сосредоточившись на истории единственного зарубежного филиала фирмы, который был основан в Лондоне в 1903 году главным образом для того, чтобы снабжать ювелирными изделиями британскую королевскую семью и придворных.

Цена на эти завораживающие предметы была высокой, но при этом они далеко не всегда были дорогостоящими сами по себе, а потому в качестве подарков не могли скомпрометировать своих счастливых получателей. Поэтому они были идеальными презентами для королевы Александры, супруги Эдуарда VII, которая узнала о Фаберже от сестры, императрицы Марии Федоровны. Королева обожала не только своих питомцев и свои сады, но и неувядающие букеты и зверьков Фаберже.

В эпоху телефонов и автомобилей слава Фаберже практически вышла из-под контроля, и на пике популярности у него было 500 сотрудников, 4 филиала в России и 1 в Британии. Из сохранившихся гроссбухов нам известно, что лондонская клиентура состояла из местных и зарубежных королевских особ, аристократии и просто богачей. Однако недавно обнаруженные рабочие записи и дневники дают более точную информацию о постоянных покупателях и их приобретениях, которая по определению относится к социальной истории эдвардианской элиты.

Ни в одной из вещей Фаберже нет ни малейшего намека на какие-либо социальные волнения, они были призваны, пусть и на подсознательном уровне, отвлекать от тревог современности с ее индустриализацией, войной и надвигающейся революцией. Даже сегодня эти очаровательные объекты остаются роскошной прихотью. По счастью, кураторы не отказали себе в собственной прихоти и прибавили к истории лондонского филиала Фаберже несколько шедевров, в действительности никогда здесь не бывавших. Но это не имеет значения, поскольку эти прекрасные вещицы продолжают доставлять незамысловатое удовольствие даже сейчас, когда все мы в нем так остро нуждаемся.

Фаберже посвящены сотни альбомов и научных трудов и десятки выставок по всему миру. Все они неизбежным образом включают одни и те же знакомые ингредиенты, и искушенные любители страстно мечтают о какой-нибудь новинке в этом меню. Если экспозиция в Музее Виктории и Альберта — пир, то выставка в Музее и художественной галерее Брайтона — желанный дижестив. На ней представлено несколько настольных аксессуаров, инкрустированных самоцветами и украшенных эмалью, которые необъяснимым образом до сих пор не попадали в поле зрения исследователей и никогда прежде не экспонировались. Небольшая, но очень красивая выставка открылась параллельно с лондонской и станет щедрой наградой тому, кто выберется на морской курорт.

Музей Виктории и Альберта
«Фаберже. От романтики до революции»
До 8 мая 2022

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+