В 1977 году к 25-летию правления королевы Музей Виктории и Альберта приурочил выставку «Фаберже. 1846–1920». Это была ослепительная экспозиция шедевров знаменитой ювелирной фирмы — 420 образцов ее искусства, выполненных из разных материалов, в разных техниках и стилях и ставивших Карла Фаберже на голову выше всех его конкурентов. Пожалуй, самыми впечатляющими были 170 с лишним фигурок животных из самоцветов и около 20 цветочных композиций с драгоценными камнями, предоставленные Королевской коллекцией. Но и это еще не все: в экспозицию вошло 21 из приблизительно полусотни знаменитых императорских яиц Фаберже. Каждый день перед музеем выстраивалась очередь, иногда тянувшаяся до середины улицы. Выставка стала одной из самых посещаемых в ту эпоху: она привлекла 150 тыс. человек и составила конкуренцию даже сокровищам Тутанхамона, которые экспонировались в Британском музее в 1972 году.
Поэтому нет ничего удивительного в желании Музея Виктории и Альберта повторить успех блокбастера 1977 года новой выставкой «Фаберже. От романтики до революции». В нее включено 200 экспонатов, но при этом кураторы выбрали оригинальный подход, сосредоточившись на истории единственного зарубежного филиала фирмы, который был основан в Лондоне в 1903 году главным образом для того, чтобы снабжать ювелирными изделиями британскую королевскую семью и придворных.
Цена на эти завораживающие предметы была высокой, но при этом они далеко не всегда были дорогостоящими сами по себе, а потому в качестве подарков не могли скомпрометировать своих счастливых получателей. Поэтому они были идеальными презентами для королевы Александры, супруги Эдуарда VII, которая узнала о Фаберже от сестры, императрицы Марии Федоровны. Королева обожала не только своих питомцев и свои сады, но и неувядающие букеты и зверьков Фаберже.
В эпоху телефонов и автомобилей слава Фаберже практически вышла из-под контроля, и на пике популярности у него было 500 сотрудников, 4 филиала в России и 1 в Британии. Из сохранившихся гроссбухов нам известно, что лондонская клиентура состояла из местных и зарубежных королевских особ, аристократии и просто богачей. Однако недавно обнаруженные рабочие записи и дневники дают более точную информацию о постоянных покупателях и их приобретениях, которая по определению относится к социальной истории эдвардианской элиты.
Ни в одной из вещей Фаберже нет ни малейшего намека на какие-либо социальные волнения, они были призваны, пусть и на подсознательном уровне, отвлекать от тревог современности с ее индустриализацией, войной и надвигающейся революцией. Даже сегодня эти очаровательные объекты остаются роскошной прихотью. По счастью, кураторы не отказали себе в собственной прихоти и прибавили к истории лондонского филиала Фаберже несколько шедевров, в действительности никогда здесь не бывавших. Но это не имеет значения, поскольку эти прекрасные вещицы продолжают доставлять незамысловатое удовольствие даже сейчас, когда все мы в нем так остро нуждаемся.
Фаберже посвящены сотни альбомов и научных трудов и десятки выставок по всему миру. Все они неизбежным образом включают одни и те же знакомые ингредиенты, и искушенные любители страстно мечтают о какой-нибудь новинке в этом меню. Если экспозиция в Музее Виктории и Альберта — пир, то выставка в Музее и художественной галерее Брайтона — желанный дижестив. На ней представлено несколько настольных аксессуаров, инкрустированных самоцветами и украшенных эмалью, которые необъяснимым образом до сих пор не попадали в поле зрения исследователей и никогда прежде не экспонировались. Небольшая, но очень красивая выставка открылась параллельно с лондонской и станет щедрой наградой тому, кто выберется на морской курорт.
Музей Виктории и Альберта
«Фаберже. От романтики до революции»
До 8 мая 2022