18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художники во Вселенной: русский космизм вышел на музейную орбиту

№96
Материал из газеты

Русский музей пытается очертить рамки одного из самых загадочных явлений в отечественном искусстве — «русского космизма». В выставку включены работы 30 художников из музеев и частных собраний, от Казимира Малевича до группы «Амаравелла»

Тема космизма — хороший повод еще раз показать звезд русского авангарда, а также художников малоизвестных и вовсе забытых в контексте вечно актуальных вопросов: Вселенная хаотична или живет по строгим, а главное, научно познаваемым законам? Если человек сможет вырваться за пределы земного притяжения, это позволит ему управлять природой и обрести бессмертие?

Выставка 30 художников из полутора десятков музеев и частных собраний предоставляет возможность поразмышлять над этим.

Казимир Малевич, защищая от критиков первый вариант «Черного квадрата», говорил, что изобразил ощущение Вселенной как огромного пустого пространства. А через несколько лет на основе супрематических построений создал знаменитые эскизы «Будущие планиты (дома) для землянитов (людей)». Соратники Малевича поддержали его. «Парящие плоскости» Лазаря Хидекеля и «Космическая посадочная» Константина Рождественского — образцы супрематического космизма. «Расхождение» и «Tраектория полета Земли вокруг Солнца» Ивана Кудряшова и «Сферическая композиция» Ивана Клюна, «Движение в пространстве» Михаила Матюшина — примеры абстрактного космизма.

В экспозицию включены также «Синий гребень» и «Два овала» Василия Кандинского, которого не принято причислять к космистам. Но известно, что он интересовался открытиями физиков-атомщиков и сравнивал создание абстрактных картин с рождением новых миров. Еще реже причисляют к космистам Наталию Гончарову. Однако картина «Пустота» как возможное изображение Вселенной была создана еще в 1913 году. «Пространство» (1958) входит в серию беспредметных композиций, посвященных теме космоса. Уже запущен первый спутник Земли, начинается космическая эра.

Филоновские «Формула космоса», «Формула Вселенной», «Победа над вечностью», «Вселенский сдвиг через русскую революцию в мировой рассвет» и другие картины могут привести художника в стан космистов. Но здесь больше вопросов, ведь Филонов прежде всего пытался изобразить свой внутренний мир.

Дискуссионно причисление к космистам и Павла Челищева, в его «Анатомической голове» или «Орехе» заметны попытки соединить человеческое и внеземное. Василий Чекрыгин остается религиозным художником, «иконоборцем», который создавал эскизы росписей для «Собора Воскрешающего Музея» с изображениями страстей человеческих. Хотя известно, что он читал «Философию общего дела» Николая Федорова, интересовался темой воскрешения мертвых и беспокоился за состояние Вселенной.

В этой серьезной точке необходим выдох, и выставка позволяет его сделать, предъявляя рисунки фирменного космиста Микалоюса Чюрлёниса из серий «Сотворение мира» и «Соната № 5». Картины «Ночь» и «Полуночное» созданы Николаем Рерихом в Гималаях, но они, конечно, про вселенский простор, а не про географическую точку, даже самую экстремальную. С ними рифмуются работы группы художников «Амаравелла», для которых космизм — главная и единственная тема: «Tуманность Ориона» Бориса Смирнова-Русецкого, «Далекий мир» Петра Фатеева, «Поэма утренней зари» Александра Сардана.

В 1920-е годы Константин Юон мечтал о светлом мире, создавая картины «Новая планета» и «Люди будущего». Эмблемой выставки стала абстрактная «Шаровая композиция» (1930) Валерия Кондратьева. На десерт подаются замечательные акварели Александра Лабаса — «Полет на Луну», «Город будущего», его же картины из серии «Жители отдаленных планет», а также гуаши Владимира Тамби из серии «Город будущего». Все они об одном — остаемся на Земле, дел и здесь хватает.

Государственный Русский музей
«Космизм в русском искусстве»
До 10 марта 2022

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+