Тема космизма — хороший повод еще раз показать звезд русского авангарда, а также художников малоизвестных и вовсе забытых в контексте вечно актуальных вопросов: Вселенная хаотична или живет по строгим, а главное, научно познаваемым законам? Если человек сможет вырваться за пределы земного притяжения, это позволит ему управлять природой и обрести бессмертие?
Выставка 30 художников из полутора десятков музеев и частных собраний предоставляет возможность поразмышлять над этим.
Казимир Малевич, защищая от критиков первый вариант «Черного квадрата», говорил, что изобразил ощущение Вселенной как огромного пустого пространства. А через несколько лет на основе супрематических построений создал знаменитые эскизы «Будущие планиты (дома) для землянитов (людей)». Соратники Малевича поддержали его. «Парящие плоскости» Лазаря Хидекеля и «Космическая посадочная» Константина Рождественского — образцы супрематического космизма. «Расхождение» и «Tраектория полета Земли вокруг Солнца» Ивана Кудряшова и «Сферическая композиция» Ивана Клюна, «Движение в пространстве» Михаила Матюшина — примеры абстрактного космизма.
В экспозицию включены также «Синий гребень» и «Два овала» Василия Кандинского, которого не принято причислять к космистам. Но известно, что он интересовался открытиями физиков-атомщиков и сравнивал создание абстрактных картин с рождением новых миров. Еще реже причисляют к космистам Наталию Гончарову. Однако картина «Пустота» как возможное изображение Вселенной была создана еще в 1913 году. «Пространство» (1958) входит в серию беспредметных композиций, посвященных теме космоса. Уже запущен первый спутник Земли, начинается космическая эра.
Филоновские «Формула космоса», «Формула Вселенной», «Победа над вечностью», «Вселенский сдвиг через русскую революцию в мировой рассвет» и другие картины могут привести художника в стан космистов. Но здесь больше вопросов, ведь Филонов прежде всего пытался изобразить свой внутренний мир.
Дискуссионно причисление к космистам и Павла Челищева, в его «Анатомической голове» или «Орехе» заметны попытки соединить человеческое и внеземное. Василий Чекрыгин остается религиозным художником, «иконоборцем», который создавал эскизы росписей для «Собора Воскрешающего Музея» с изображениями страстей человеческих. Хотя известно, что он читал «Философию общего дела» Николая Федорова, интересовался темой воскрешения мертвых и беспокоился за состояние Вселенной.
В этой серьезной точке необходим выдох, и выставка позволяет его сделать, предъявляя рисунки фирменного космиста Микалоюса Чюрлёниса из серий «Сотворение мира» и «Соната № 5». Картины «Ночь» и «Полуночное» созданы Николаем Рерихом в Гималаях, но они, конечно, про вселенский простор, а не про географическую точку, даже самую экстремальную. С ними рифмуются работы группы художников «Амаравелла», для которых космизм — главная и единственная тема: «Tуманность Ориона» Бориса Смирнова-Русецкого, «Далекий мир» Петра Фатеева, «Поэма утренней зари» Александра Сардана.
В 1920-е годы Константин Юон мечтал о светлом мире, создавая картины «Новая планета» и «Люди будущего». Эмблемой выставки стала абстрактная «Шаровая композиция» (1930) Валерия Кондратьева. На десерт подаются замечательные акварели Александра Лабаса — «Полет на Луну», «Город будущего», его же картины из серии «Жители отдаленных планет», а также гуаши Владимира Тамби из серии «Город будущего». Все они об одном — остаемся на Земле, дел и здесь хватает.
Государственный Русский музей
«Космизм в русском искусстве»
До 10 марта 2022