Говорят, что, если надо публику чему-то научить, лучше не рассказывать, а показывать картинки. Но если требуется сделать информацию не просто запоминающейся, а частью личного опыта зрителя, покажите VR-фильм, заставьте смотрящего повертеть головой на 360 градусов и невольно протягивать руки, пытаясь потрогать императрицу Екатерину II за нос.
Фильм «Китайский дворец. Наследие императрицы» посвящен «Собственной даче» Екатерины II — Китайскому дворцу в Ораниенбауме. Из всех императорских резиденций в окрестностях Санкт-Петербурга Ораниенбаум, пожалуй, известен меньше всего, потому что с 2004 года находится на реставрации — она должна завершиться через три года. На сегодняшний день доступны 12 из 17 дворцовых залов. Все это время восстановительные работы шли при поддержке ПАО «Газпром», который инициировал и создание VR-фильма о дворце. Хотя на самом деле это не что иное, как технически продвинутый научпоп, фильм на стыке документалистики и исторической драмы, увлекает он не хуже блокбастера. Контраст с действительностью и правдоподобие виртуальной картинки так разительны, что вряд ли вы сможете от фильма оторваться. По словам Михаила Антыкова, главы студии Videofabrika.ru, которая занималась производством, по бюджету лента сопоставима с короткометражкой, а ее эффект несравнимо сильнее.
Фильм снят по инициативе и при поддержке ПАО «Газпром», ГМЗ «Петергоф», творческой группой Videofabrika.ru и студией видеопроизводства «Супер8». Главные роли исполняют заслуженная артистка России Екатерина Гусева (Екатерина II), заслуженный артист России Дмитрий Воробьев (Антонио Ринальди), Жанна Куприянова (Мари де Шель), Ирина Морозова (Экскурсовод), Олег Усенко (садовник Ламберти).
Итак, Китайский дворец. Надев VR-очки, из фильма мы узнаем, что это было первое «жилье», которое молодая Екатерина построила себе в России, что ей помогал архитектор Ринальди и садовник Ламберти. Дворец был ее убежищем, в нем все было сделано по ее вкусу и в соответствии со стандартами рококо. Отдельные элементы декора потребовали огромных усилий, как, например, полы. Изначально они были сделаны в подражание итальянским палаццо из мрамора, но суровый русский климат и повышенная влажность оказались противопоказаны гигроскопичному мрамору, и в результате полы заменили на наборный паркет.
Мы узнаем, сколько смекалки потребовало создание самой необычной и драгоценной комнаты — Стеклярусного кабинета. Мало того что 12 стеновых панелей поверх стекляруса вручную расшивали шелком под строгим руководством француженки Мари де Шель — сам стеклярус пришлось изобретать почти с нуля и производить тут же, недалеко от дворца, на Усть-Рудицкой мозаичной фабрике, и решением этой технической задачи снискал благоволение императрицы Михайло Ломоносов. Это одна из вставных историй в фильме, которых еще с десяток.
Компьютерные технологии творят чудеса: в процессе просмотра стены дворца будут растворяться, уступая место бескрайнему морю; в другой момент зритель воспарит над землей, чтобы понять планировку парка; завершит действо бал с толпой придворных, фокусниками и фейерверком на лужайке.
По словам режиссера Михаила Антыкова, фильм стал самым долгим проектом его студии (в портфолио компании — аналогичный продукт для Эрмитажа). Из-за пандемии, когда все музеи оказались закрыты, период предварительной подготовки сильно растянулся, что пошло только на пользу: удалось продумать все детали. Директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая (дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» с Китайским дворцом входит в это музейное объединение) и ее коллеги принимали активнейшее участие в создании фильма, предоставили нужный архивный материал, корректировали сценарий, даже давали рекомендации по поводу костюмов. И то, как с театральным нажимом исполняют актеры свои роли, как Екатерина Гусева — императрица изображает немецкий акцент, выглядит вполне органично: эпоха рококо любила все наигранное и вычурное и бежала от естественности.
Удивительным образом современный формат VR-фильма оказался созвучен эпохе Екатерины II. Ее Китайский дворец был драгоценной капсулой — VR-очки тоже создают вокруг зрителя своего рода капсулу. Михаил Антыков считает, что на сегодняшний день VR-фильмы — единственный способ оторвать зрителя от гаджетов и сосредоточить его именно на контенте. Традиционные кинотеатры, не говоря уже о телевидении, такой возможности не имеют: люди все равно вполглаза продолжают изучать интернет.
У студии Videofabrika.ru есть мечта (и пока смутная надежда на ее осуществление) снять вторую серию, рассказать о ледяных горках Екатерины Великой. Это было первое увеселительное сооружение подобного рода, в память о нем во всем мире ледяные горки называют «русскими». Екатерининские горки до наших дней не сохранились, но осталась бескрайняя лужайка, где они стояли. VR-технология дает шанс не только их реконструировать, но и создать иллюзию головокружительного катания.
Официальная презентация VR-фильма «Китайский дворец. Наследие императрицы» прошла 25 ноября на открытой киностудии «Лендок». Все желающие смогут посмотреть его на платформе Oculus Quest. На сайте Premier One размещен фильм о процессе создания этого высокотехнологичного проекта. С начала 2022 года VR-фильм «Китайский дворец. Наследие императрицы» будут показывать в кинотеатре виртуальной реальности ГМЗ «Петергоф» в Большом Меншиковском дворце.