18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Русские иконы из важных коллекций на аукционе Sworders

Лондонский аукционный дом присоединяется к неделе русского искусства и предлагает иконы, проданные большевиками из Третьяковской галереи в 1930-х годах

Аукцион в Лондоне пройдет под названием «Иконостас» и будет включать свыше 100 лотов — не только русские иконы XIV–XX веков, но и произведения декоративно-прикладного искусства. Его проводит Sworders, один из самых старых аукционных домов Британии, 1 декабря — таким образом торги оказываются включенными в традиционную «русскую неделю», когда в течение нескольких дней Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams продают в Лондоне произведения русского искусства.

Среди самых выдающихся на торгах Sworders — иконы из коллекции Криса Мартин-Захейма, который несколько десятилетий возглавлял галерею Piccadilly Arcade. Этот арт-дилер и коллекционер интересовался русской иконой начиная с 1960-х, когда изобрел интересный способ получать произведения из СССР, формально запрещенные к вывозу.

Как рассказывала газета Times (по печальному случаю — Мартин-Захейм скончался в 2019 году), «в 1960 годах в Москве создали Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, чтобы привлекать студентов из развивающихся стран в Африке и Азии и так создавать в странах третьего мира поколение людей, симпатизирующих советской власти. При выезде из СССР этим студентам не разрешили вывозить наличные, но не было никаких ограничений на вывоз искусства и других памятных подарков. Друзья Мартин-Захейма интересовались, зачем он так часто ездил в аэропорт Хитроу, но там, предупрежденный через еще одного знакомого, он покупал у бывших студентов иконы, которые они вывезли как „сувениры“». Несмотря на подобный способ (к сожалению, широко распространенный в те времена), Мартин-Захейм стал уважаемым дилером и настоящим знатоком русской иконописи.

Еще два выдающихся лота на предстоящих торгах происходят из собрания Джорджа Ханна (1890–1979), пионера в области американской авиации, который собрал одну из самых интересных на Западе коллекций икон (ее продали на аукционе Christie’s после его смерти в 1980 году). Ханн покупал иконы начиная с 1930-х годов, когда советское государство пыталось поправить торговый баланс, распродавая памятники истории и культуры. В частности, икона «Успение Пресвятой Богородицы» (лот № 6) ранее принадлежала московскому коллекционеру Алексею Викуловичу Морозову, от которого попала в Третьяковскую галерею. Джордж Ханн купил ее через агентство «Антиквариат» в 1936 году, после этого она выставлялась в нескольких музеях США. А икона «Богоматерь» (лот № 50) была показана на выставках в Институте Карнеги и Метрополитен-музее в 1944 году. На обеих иконах сохранились наклейки и инвентарные номера Государственной Третьяковской галереи.

На основе пресс-релиза.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
6
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
7
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+