18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Александр Брюллов надолго оказался в тени Карла — и совершенно незаслуженно

№96
Материал из газеты

В издательстве «БуксМАрт» вышла книга о старшем брате знаменитого русского живописца. Александр Павлович Брюллов тоже был успешным художником, однако прижизненную славу ему принесли архитектурные проекты для высокопоставленных заказчиков

По сравнению со всенародной, не ослабевающей вот уже 200 лет славой Карла Брюллова заслуги его брата Александра кажутся призрачными. Как иронизирует автор монографии Наталья Калугина, старший брат известен разве что акварельным портретом Натальи Гончаровой, жены Пушкина. Может быть, историки архитектуры знают его и как автора Пулковской обсерватории. Хотя в 1830–1840-е годы, когда оба брата находились в зените творчества, их вес и влияние в обществе были вполне сопоставимы, а возможно, Александр своего младшего брата и обгонял. Он был, как пишет Калугина, «вездесущ»: занимался архитектурой, преподавал в Академии художеств и дослужился там до профессора и ректора по архитектуре, был одним из лучших, как сказали бы сейчас, интерьерных дизайнеров, проектировал все — от мемориалов до мебели, изучал древние памятники, великолепно рисовал архитектурные виды, занимался литографией и прославился огромной галереей акварельных портретов. Братья были погодками, один родился в 1798-м, второй в 1799-м, но Александр прожил на четверть века дольше (он умер в 1877-м) и добился не в пример большего: дворянского титула, орденов, чина тайного советника. Все эти подзабытые обстоятельства в монографии восстановлены.

Книга написана с невероятной исследовательской дотошностью. Кандидат искусствоведения, научный сотрудник Третьяковской галереи Наталья Александровна Калугина посвятила своему герою десять лет жизни. Начинается повествование разделом «Выставочная история. Обзор источников и литературы», где собраны буквально все упоминания об Александре Брюллове в прессе начиная с 1823 года и до наших дней. Огромный фактический материал разделен на понятные и ожидаемые главы: биография, архитектурные работы, памятники и мемориалы, альбомная и станковая графика и так далее. Количество примечаний после каждой главы колеблется от 300 до 500.

Подкупает то, что Калугина обошлась без концепций и мистики. Все-таки архитектор Брюллов творил в эклектичное время, пробовал себя и в мавританском стиле, и в неоготике, и легко можно было подверстать к его практике некие предположения, например, о масонстве. Но ничего этого в книге нет, есть торжество факта: что было, то и описывается или иллюстрируется рисунками Брюллова и современными фотографиями (некоторые его здания сохранились), а что это все могло бы означать, оставлено на откуп другим исследователям.

Импонирует и то, что автор не превратилась в адвоката своего героя и честно написала как о его достижениях, так и о неудачах: неправильном расчете фундамента при строительстве собора Святых Петра и Павла на Невском (отчего стены храма сразу начали оседать), гниющих из-за влажности деревянных перекрытиях Александринской больницы, «возмутительных растратах» при реконструкции Мраморного дворца.

Все это привело к тому, что Николай I, главный заказчик больших архитектурных проектов, постепенно перестал доверять Брюллову-архитектору, и активная карьера последнего завершилась раньше, чем могла бы. Тем не менее до опалы он успел выступить автором таких важных для Петербурга зданий, как Штаб гвардейского корпуса на Дворцовой площади или Михайловский театр. Именно Брюллов играл первую скрипку при восстановлении Зимнего дворца после разрушительного пожара 1837 года. Малахитовая гостиная, Ротонда — знаковые интерьеры Зимнего, сохранившиеся до наших дней, — сделаны по его эскизам. Его работы в интерьере, когда он продумывал десятки деталей — от расписных оселковых мраморов на стенах до мебели и золотых лепных орнаментов на сводах, могут служить образцом всеобъемлющего подхода, который выглядит очень современным и заслуживает еще одной монографии.

Наконец, на страницах книги совершенно в неожиданном свете предстает николаевская Россия, которая, как нас учили в школе, была охвачена страшной реакцией, а на самом деле занималась созидательным трудом — строила первые чугунные мосты, театры, больницы, обсерватории, лютеранские церкви, частные дома с лифтами и канализацией (это в 1830-е годы!). Книга существенно корректирует представления не только о славном роде Брюлловых (судьбы представителей которого прослежены здесь с XVII до XXI века), но и о стране в целом.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+