18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художник Джованни Беллини, вероятно, родился раньше, чем принято думать

№96
Материал из газеты

Стоило только исследователю Дэниелу Уоллесу Мейзу предложить корректировки в биографию знаменитого живописца, как тут же под вопросом оказались многие привычные представления об итальянском Возрождении, считавшиеся непреложными

Живописец Джованни Беллини — один из самых знаменитых художников Возрождения, но о начале его профессиональной деятельности известно на удивление мало. До недавнего времени считалось, что он родился приблизительно в 1435 году, плюс-минус пять лет, и что он был сыном прославленного художника и рисовальщика Якопо Беллини.

На страницах богато иллюстрированного труда «Молодой Беллини» Дэниел Уоллес Мейз предлагает новый взгляд на архивные свидетельства, касающиеся ранних лет Джованни, и убедительно доказывает, что ни одно из прежних предположений не верно. Скорее всего, Джованни Беллини родился в период с середины 1424 года по 13 сентября 1426 года и, возможно, был единокровным братом Якопо, родившегося приблизительно в 1393-м. Благодаря внимательному изучению архивных документов и венецианского законодательства о наследовании, автор книги с уверенностью демонстрирует, что Джованни появился на свет после того, как умерла мать Якопо и его отец женился во второй раз. Отец, Николетто Беллини, умер, когда Джованни был еще маленьким, и его воспитание было поручено единокровному брату, которому тогда было уже за 30.

Пересмотр семейной истории, предложенный в работе Мейза, помогает понять дошедшие до нас документы, включая комментарий Джорджо Вазари о том, что Якопо не только обучал Джованни, но и был «подобен любящему отцу» (курсив наш. — К.Дж.Н.). Зачем определять родственные отношения таким образом, если бы Якопо был биологическим отцом Джованни?

Но есть ли необходимость пересматривать их родство, помимо установления исторической точности? В этом контексте Мейз мог бы полнее рассмотреть вопрос индивидуального стиля. Насколько часто в ранние годы Джованни думал о себе как об отдельном художнике, а не как об участнике предприятия под маркой «Беллини»? И как это может проявиться при попытке реконструкции его раннего стиля?

В результате атрибутирования и датировки картин Мейз выявляет сложность интегрирования новой даты рождения в полный свод работ Беллини. Например, в четвертой главе проводится анализ «Коронования Девы Марии», находящейся ныне в Ферраре картины, на которой, судя по всему, стоит аутентичная подпись, однако нет даты. Автор исследования предполагает, что она относится к 1441–1442 годам, а это означало бы, что картина создана подростком. Исключать такого нельзя, но аргументы Мейза в пользу именно этой даты не выглядят очень уж основательными.

В двух приложениях к книге аргументы и факты представлены с технической стороны. В первом дается краткое изложение версии автора, впервые опубликованной в журнале Renaissance Quarterly еще в 2013 году, и приводится ряд подробностей, связанных с законами о наследовании. Во втором приложении содержится расширенный анализ фигуры под именем Джованни Беллини Старший, которую выдумали когда-то, чтобы соблюсти видимость достоверной хронологии. Мейз грамотно разрушает этот плод научной фантазии.

Уточнение даты рождения Джованни Беллини может скорректировать историю ренессансного искусства. Художник появился на свет в год заката интернациональной готики Джентиле да Фабриано, а не в год появления трактата «О живописи» Леона Баттисты Альберти, и это обстоятельство в ближайшее время специалистам предстоит «переваривать».

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+