18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Художник Джованни Беллини, вероятно, родился раньше, чем принято думать

№96
Материал из газеты

Стоило только исследователю Дэниелу Уоллесу Мейзу предложить корректировки в биографию знаменитого живописца, как тут же под вопросом оказались многие привычные представления об итальянском Возрождении, считавшиеся непреложными

Живописец Джованни Беллини — один из самых знаменитых художников Возрождения, но о начале его профессиональной деятельности известно на удивление мало. До недавнего времени считалось, что он родился приблизительно в 1435 году, плюс-минус пять лет, и что он был сыном прославленного художника и рисовальщика Якопо Беллини.

На страницах богато иллюстрированного труда «Молодой Беллини» Дэниел Уоллес Мейз предлагает новый взгляд на архивные свидетельства, касающиеся ранних лет Джованни, и убедительно доказывает, что ни одно из прежних предположений не верно. Скорее всего, Джованни Беллини родился в период с середины 1424 года по 13 сентября 1426 года и, возможно, был единокровным братом Якопо, родившегося приблизительно в 1393-м. Благодаря внимательному изучению архивных документов и венецианского законодательства о наследовании, автор книги с уверенностью демонстрирует, что Джованни появился на свет после того, как умерла мать Якопо и его отец женился во второй раз. Отец, Николетто Беллини, умер, когда Джованни был еще маленьким, и его воспитание было поручено единокровному брату, которому тогда было уже за 30.

Пересмотр семейной истории, предложенный в работе Мейза, помогает понять дошедшие до нас документы, включая комментарий Джорджо Вазари о том, что Якопо не только обучал Джованни, но и был «подобен любящему отцу» (курсив наш. — К.Дж.Н.). Зачем определять родственные отношения таким образом, если бы Якопо был биологическим отцом Джованни?

Но есть ли необходимость пересматривать их родство, помимо установления исторической точности? В этом контексте Мейз мог бы полнее рассмотреть вопрос индивидуального стиля. Насколько часто в ранние годы Джованни думал о себе как об отдельном художнике, а не как об участнике предприятия под маркой «Беллини»? И как это может проявиться при попытке реконструкции его раннего стиля?

В результате атрибутирования и датировки картин Мейз выявляет сложность интегрирования новой даты рождения в полный свод работ Беллини. Например, в четвертой главе проводится анализ «Коронования Девы Марии», находящейся ныне в Ферраре картины, на которой, судя по всему, стоит аутентичная подпись, однако нет даты. Автор исследования предполагает, что она относится к 1441–1442 годам, а это означало бы, что картина создана подростком. Исключать такого нельзя, но аргументы Мейза в пользу именно этой даты не выглядят очень уж основательными.

В двух приложениях к книге аргументы и факты представлены с технической стороны. В первом дается краткое изложение версии автора, впервые опубликованной в журнале Renaissance Quarterly еще в 2013 году, и приводится ряд подробностей, связанных с законами о наследовании. Во втором приложении содержится расширенный анализ фигуры под именем Джованни Беллини Старший, которую выдумали когда-то, чтобы соблюсти видимость достоверной хронологии. Мейз грамотно разрушает этот плод научной фантазии.

Уточнение даты рождения Джованни Беллини может скорректировать историю ренессансного искусства. Художник появился на свет в год заката интернациональной готики Джентиле да Фабриано, а не в год появления трактата «О живописи» Леона Баттисты Альберти, и это обстоятельство в ближайшее время специалистам предстоит «переваривать».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+