Живописец Джованни Беллини — один из самых знаменитых художников Возрождения, но о начале его профессиональной деятельности известно на удивление мало. До недавнего времени считалось, что он родился приблизительно в 1435 году, плюс-минус пять лет, и что он был сыном прославленного художника и рисовальщика Якопо Беллини.
На страницах богато иллюстрированного труда «Молодой Беллини» Дэниел Уоллес Мейз предлагает новый взгляд на архивные свидетельства, касающиеся ранних лет Джованни, и убедительно доказывает, что ни одно из прежних предположений не верно. Скорее всего, Джованни Беллини родился в период с середины 1424 года по 13 сентября 1426 года и, возможно, был единокровным братом Якопо, родившегося приблизительно в 1393-м. Благодаря внимательному изучению архивных документов и венецианского законодательства о наследовании, автор книги с уверенностью демонстрирует, что Джованни появился на свет после того, как умерла мать Якопо и его отец женился во второй раз. Отец, Николетто Беллини, умер, когда Джованни был еще маленьким, и его воспитание было поручено единокровному брату, которому тогда было уже за 30.
Пересмотр семейной истории, предложенный в работе Мейза, помогает понять дошедшие до нас документы, включая комментарий Джорджо Вазари о том, что Якопо не только обучал Джованни, но и был «подобен любящему отцу» (курсив наш. — К.Дж.Н.). Зачем определять родственные отношения таким образом, если бы Якопо был биологическим отцом Джованни?
Но есть ли необходимость пересматривать их родство, помимо установления исторической точности? В этом контексте Мейз мог бы полнее рассмотреть вопрос индивидуального стиля. Насколько часто в ранние годы Джованни думал о себе как об отдельном художнике, а не как об участнике предприятия под маркой «Беллини»? И как это может проявиться при попытке реконструкции его раннего стиля?
В результате атрибутирования и датировки картин Мейз выявляет сложность интегрирования новой даты рождения в полный свод работ Беллини. Например, в четвертой главе проводится анализ «Коронования Девы Марии», находящейся ныне в Ферраре картины, на которой, судя по всему, стоит аутентичная подпись, однако нет даты. Автор исследования предполагает, что она относится к 1441–1442 годам, а это означало бы, что картина создана подростком. Исключать такого нельзя, но аргументы Мейза в пользу именно этой даты не выглядят очень уж основательными.
В двух приложениях к книге аргументы и факты представлены с технической стороны. В первом дается краткое изложение версии автора, впервые опубликованной в журнале Renaissance Quarterly еще в 2013 году, и приводится ряд подробностей, связанных с законами о наследовании. Во втором приложении содержится расширенный анализ фигуры под именем Джованни Беллини Старший, которую выдумали когда-то, чтобы соблюсти видимость достоверной хронологии. Мейз грамотно разрушает этот плод научной фантазии.
Уточнение даты рождения Джованни Беллини может скорректировать историю ренессансного искусства. Художник появился на свет в год заката интернациональной готики Джентиле да Фабриано, а не в год появления трактата «О живописи» Леона Баттисты Альберти, и это обстоятельство в ближайшее время специалистам предстоит «переваривать».