18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музейщик и художник: выставка Александра Баранова в РГГУ

В Музейном центре РГГУ проходит выставка графики историка искусства, специалиста по итальянскому Возрождению, многолетнего сотрудника ГМИИ им. А.С.Пушкина Александра Баранова (1948–2021). О выставке рассказывает его дочь Екатерина Баранова

Пик увлечения Александра Баранова рисунком пришелся на 1970–1980-е, с годами он рисовал все реже, поэтому многие коллеги даже не догадывались об этом его таланте. Лишь в июле этого года он стал публиковать отсканированные изображения в Facebook. Некоторые из них представлены на выставке «Труды и дни Александра Баранова, ученого, поэта и художника» и дополнены другими рисунками, акварелями, коллажами конца 1960-х — 1990-х годов. А еще книгами, конспектами, набросками стихов и переводов, и это лишь малая часть того, что успел сделать Александр Николаевич.

Пару лет назад, давая интервью, он скромно просил называть его «музейным работником». Хотя определения «искусствовед», «специалист по итальянскому Возрождению», «знаток и хранитель истории Пушкинского музея», «один из тех, кто создавал Учебный художественный музей им. И.В.Цветаева», «лектор», «поэт-переводчик», «шекспировед», «театральный актер и режиссер» — все это тоже про него.

Полвека без одного года Александр Баранов проработал в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Ученик Виктора Гращенкова, он пришел в музей сразу после университета. Узнаваемые портреты коллег по отделу искусства стран Европы и Америки, зарисовки музейных интерьеров, микеланджеловский бюст Брута во время его показа в Москве в 1975 году — первый доверенный на хранение молодому специалисту Баранову экспонат — напоминают об этом периоде. Сделанные ручкой или карандашом на случайных листках, библиографических карточках, на оборотках машинописных статей, эти рисунки свидетельствуют, что их автор не относился всерьез к своему художественному дарованию. Он просто так жил — переносил на бумагу то, что видел, что казалось ему занятным. Вот старинная печатная машинка и горшочки с фиалками а-ля Матисс; здесь вешалка с пальто, нарисованная шариковой ручкой в почти гиперреалистической манере; а тут — сюрреалистический автопортрет в зеркале, в фацете которого многократно множится отражение.

Рисовать Александр Баранов начал подростком. Память о годах в художественной школе хранят карандашные автопортреты и портрет отца. К этому же времени относятся попытки иллюстрировать увлекавшие его книги, особенно научную фантастику, любовь к которой, как у многих из поколения первого спутника и первого полета в космос, сохранилась на всю жизнь.

Под впечатлением от фильма «Гамлет» Григория Козинцева 1964 года еще в школе Баранов увлекся Шекспиром. Много лет он работал над поэтическим переводом «Гамлета», принципиально новым прежде всего с научной стороны. С начала 1980-х регулярно участвовал в заседаниях Шекспировской комиссии Академии наук и в Шекспировских чтениях. В 1985 году известный шекспировед Александр Аникст именно ему поручил подготовить для так и не вышедшего тома в серии «Литературные памятники» новый научный комментарий к «Гамлету» и перевод пьесы по первому кварто — изданию 1603 года, отличающемуся от ее традиционного варианта. О силе зародившегося увлечения говорит обилие гамлетовских образов среди юношеских рисунков Баранова. Это и многочисленные Гамлеты, включая акварельный автопортрет в воображаемой роли, и Шекспир, срисованный с отца, и Лаэрт, книжные заставки и обложки никогда не существовавших шекспировских изданий.

Еще одна любовь на всю жизнь — театр. Начав со студенческого театрального кружка и домашних постановок (их рукописные афиши можно увидеть в витрине), постепенно Александр Баранов стал завсегдатаем ведущих московских театров, регулярно бывал на репетициях Анатолия Эфроса, общался со многими актерами и режиссерами, в том числе с Николаем Волковым и Александром Трофимовым, чьи карандашные портреты висят в зале.

«Что такое пластический театр?»: этот эскиз афиши 1985 года — очередная веха. Со студией «Пластический театр» под руководством Людмилы Коростелиной («великая актриса пластической драмы» — как охарактеризовал ее Баранов — изображена с телефонной трубкой в руке) при МВТУ им. Н.Э.Баумана он был связан несколько лет: преподавал сценическую речь, был актером и режиссером. Параллельно занимался в театральной студии в Мелихове. Потом было участие в восстановлении в ГМИИ в 1988 году спектакля Эфроса «Буря» по Шекспиру и Пёрселлу, работа в театрах-студиях «На Набережной» и «Горизонт», постановка «Короля Лира» — уникального моноспектакля его жены, актрисы Олеси Малаховой (1958–1997) — и многое-многое другое.

Семейная и личная жизнь намеренно оставлена за рамками выставки, показывающей Александра Баранова как ученого, поэта и художника, но крупицы этой его ипостаси — отца и мужа — рассыпаны по всей экспозиции. Пес Магги Маггич (рисунок простым карандашом) и яркие окошки пятиэтажки (тушь, цветные карандаши), где они жили с первой женой Натальей, их черный кот Мавр из «Спасской резиденции» (серия шуточных рисунков чернилами и карандашами) — это память о молодости, о 1970-х годах. Портреты третьей жены («Ирина», «Дама в шляпе»), погибшей в 2007 году, хронологически завершают «графический период» Александра Баранова. Дальше была фотография — но это тема отдельного разговора.

Посетить выставку можно при наличии QR-кода, предварительно уточнив график работы по телефонам +7-495-250-62-17, +7-495-250-69-08 или +7-499-973-43-13.

Музейный центр РГГУ, Малый выставочный зал
«Труды и дни Александра Баранова, ученого, поэта и художника»
До 30 ноября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
5
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+