18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Адское искусство: в Риме открыли инфернальную выставку в честь Данте

№96
Материал из газеты

В Риме отмечают 700-летие со дня смерти Данте поистине инфернальной выставкой. Французский куратор Жан Клер для проекта Inferno («Ад») привлек более двух сотен произведений искусства от Средневековья до наших дней из более чем 80 музеев мира

В 1321 году, 700 лет назад, ушел в мир иной Данте Алигьери, создатель «Божественной комедии», которая, особенно ее первая часть — «Ад», до сих пор вдохновляет художников. На римской выставке собрано 232 произведения всех видов искусств от Средневековья до наших дней, которые хранятся в 87 музеях и частных собраниях 11 стран. Среди музейных тяжеловесов — Апостольская библиотека Ватикана, Галерея Уффици, MAXXI, Королевская академия в Лондоне, Музей Орсе, Музей Прадо, Национальная библиотека Франции, Центр Помпиду.

Адскую работу проделал Жан Клер, один из последних могикан классического кураторства ХХ века, член Французской академии, многолетний директор парижского Музея Пикассо, куратор 46-й Венецианской биеннале (1995), когда Mostra отмечала 100-летие. Вместе с Лаурой Босси, женой и соратницей, он демонстрирует ад во всей его неприглядной красоте. От «Страшного суда» (1425) Фра Беато Анджелико до объекта Натали Дьюберг «Последнее путешествие в подземный мир» (2019). От «Чихания» Иеронима Босха до неаполитанского театра «Ад» из Музея кукол в Палермо.

В одном из интервью во время работы над выставкой Клер заметил, что 700-летие со дня смерти Данте, при всем уважении к поэту и философу, только повод для размышлений о реальных, обоснованных страхах, которыми живет человечество. «Ад — он здесь и сейчас», — убежден Клер. Но куратор подчеркивает, что в его проекте нет ни слова о ковиде: еще не набрана необходимая дистанция для выставки об этой проблеме, еще не пережит опыт тотальной изоляции. Да и других проблем хватает — от экологии до военных конфликтов. Клер признался, что идея проекта про ад созрела у него давно. Еще в 2006 году он предлагал нескольким крупным музеям сделать выставку, но нигде не нашел понимания.

ЦИТАТА
Жан Клер и Лаура Босси
Кураторы выставки

Решив отметить выставкой 700 лет со дня смерти Данте Алигьери, мы сразу поняли, что тема ада будет главной. Эта тема вдохновляла художников, оказала наиболее стойкое влияние на европейскую визуальную культуру, а также является актуальной в современном мире, где разрушение природы, социальный и культурный кризисы побуждают нас задуматься о судьбе человечества. Ад мог быть выражен в мрачных предупреждениях о вечном страдании в средневековых миниатюрах, во встрече с сатанинской вселенной, созданной из земных трагедий в искусстве Возрождения и барокко, в душевных муках, изображенных в романтических и символистских картинах. Или в современных психиатрических интерпретациях тайны зла, где вера в проклятие оказалась необычайно стойкой, проявляя ужас, благочестие, болезненное очарование или «научное любопытство».

Еще…

Вероятно, тогда эта тема представлялась неактуальной лидерам музейного арт-мира. Даже после событий 11 сентября 2001 года. Пандемия же сделала ад постоянным сюжетом новостей. И теперь у Клера появилась возможность на адских примерах показать, что исчезновение веры — не важно, в бога ли, политическую систему или экономические модели, — это тупиковый путь для человечества вообще и для искусства в частности.

Путь от средневековых миниатюр к современному искусству разделен на десять дорожек. В качестве пролога выбраны семиметровые многофигурные «Врата ада» Огюста Родена, созданные по мотивам «Божественной комедии» Данте. Хрупкое гипсовое произведение, оставшееся незаконченным, со всеми предосторожностями доставили из Музея Родена в Париже. Видеоролик с монтажом «Врат ада» продолжает набирать просмотры.

«Tопография зла» начинается с популярнейшего во все времена сюжета, связанного с эротическими подтекстами. «Искушение святого Антония». Кто не знает знаменитого полотна Сальвадора Дали? Но строгий Клер выбирает рафинированную версию Яна Брейгеля из Национального музея скульптуры в Вальядолиде. Оттуда же происходит «Дьявол» неизвестного автора — рогатый уродец из раскрашенного дерева, который косит под ангела. Но крылышки коротковаты. Зато на роль эмблемы адской выставки-блокбастера вполне подходит. Особенно в подвешенном (оно же — летящее) состоянии.

Другим символом выставки стала картина «Люцифер» Франца фон Штука. По легенде, изображение сатаны или дьявола сильно напугало первых зрителей в 1890 году. Теперь так не будет, и куратор, зная это, сознательно выносит «на обложку» нестрашного сатану как тему исчезновения страха. А может быть, и потерю человечеством инстинкта самосохранения.

«Ад» Питера Хёйса наполнен сонмами грешников, но как-то нет уверенности, что они доберутся до чистилища. Версия «Ад» в исполнении неизвестного автора того же XVI века сфокусирована на адском котле, в котором черти кипятят нечестивцев.

В центре дорожки «Данте и „Божественная комедия“» — рисунок цветными карандашами на пергаменте «Карта ада» Сандро Боттичелли: фантасмагорическая воронка затягивает грешников в девяти кругах Дантова ада. Увы, произведение настолько хрупкое, что Ватикан предоставил его всего на две недели. Зато шедевр великого итальянца проживет дольше в назидание потомкам.

По словам Клера, золотой век ада в искусстве был между XI и XIV столетиями, когда художники часто изображали дьявола в виде зверя и преисподнюю в виде огня и мучающихся тел. Художников Нового времени такие вещи не интересуют, им ближе переживания и мысли великих персонажей.

Сюжет «Вергилий и Данте в девятом круге ада» представлен в двух версиях. Если картина Гюстава Доре из собрания Королевского монастыря де Бру больше намекает на знаменитый сюжет (мошенник и плут Джанни Скикки нападает на еретика и алхимика Капоккио), то на полотне Вильяма Бугро из Музея Орсе сцена изображена со всеми натуралистическими подробностями нерядового каннибализма. К ужасу двух поэтов, оба персонажа обладают атлетическими фигурами, достойными лучшего применения.

Хосе Бенлиуре-и-Хиль создавал «Лодку Харона» под влиянием фрески «Страшный суд» Микеланджело. Который, в свою очередь, вдохновлялся Данте. Но Харон валенсийца мудрее и гуманнее: работа перевозчика есть работа, а кому-то из грешников удастся избежать ада.

«Ад на земле» и «Ад приходит к нам» — про ХХ век. Тема неисчерпаемая, начиная с серии офортов «Война» Отто Дикса. Куратор обращает внимание на «Бухенвальд» (1945) Бориса Таслицкого — французского художника, узника нацистского концлагеря, сделавшего там более 200 рисунков. Этот человек имел полное право сказать, что побывал в аду. Огромная экспрессионистическая картина — три на пять метров — хранится в Центре Помпиду.

Рифмой к «Бухенвальду» стал «Звездопад» Ансельма Кифера из римского MAXXI. На полотне изображено звездное небо с многозначными цифровыми кодами небесных светил. Но когда звезды падают, то на полу перед картиной оказываются стеклянные таблички — лагерные номера, которые выжигали жертвам холокоста.

В финале Клер напоминает последнюю строку из последней, 34-й песни «Ада»: «И здесь мы вышли вновь узреть светила» (перевод Михаила Лозинского). Речь идет о выходе Данте и Вергилия из подземного царства Люцифера. Этот момент запечатлен на гравюре Гюстава Доре. Поверим ли мы куратору?


Скудерие дель Квиринале
Inferno («Ад»)
До 9 января 2022

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+