Не было бы счастья, да несчастье помогло. Два подмосковных музея оказались в затруднительной ситуации, пришли на помощь друг другу и в результате выиграли оба. Музею «Новый Иерусалим» из-за ковидных ограничений стало проблематично договариваться с западными контрагентами о международных проектах, а именно западноевропейское искусство, показанное за пределами столицы, и принесло институции вполне заслуженную славу. В 2019-м, приняв у себя порядка полумиллиона зрителей (блокбастером была выставка Марка Шагала «Между небом и землей»), «Новый Иерусалим» стал самым посещаемым региональным музеем России. Что касается Государственного музея-усадьбы «Архангельское», то его дворец снова закрыли на ремонт, что чревато повышенными рисками для искусства. В результате музей впервые в своей истории отдал на временную выставку в «Новый Иерусалим» впечатляющую часть коллекции — 37 произведений, причем большого формата, некоторые — редко экспонируемые, а некоторые — после недавней реставрации. Речь идет о французской живописи, которую собирал князь Николай Юсупов (1751–1831).
Нельзя сказать, что о Николае Борисовиче и его коллекции незаслуженно забыли: статьи и книги о нем выходили весь XX век и уже исчисляются сотнями. Но за последние десять лет изменился контекст. После того как русских собирателей искусства Сергея Щукина и братьев Морозовых чествовали на самом высоком международном уровне (выставками в парижском Фонде Louis Vuitton в 2016-м и сейчас, в 2021–2022 годах), понятие «русский коллекционер» вдруг приобрело небывалую весомость.
Как и Щукин с Морозовым, князь Юсупов собирал современное ему западноевропейское искусство, только примерно на 100–130 лет раньше, и материальных возможностей у него было несравнимо больше. Один из богатейших людей Европы, дипломат, царедворец, любимец всех подряд российских императоров от Екатерины II до Николая I, Николай Юсупов не просто, как сказали бы сейчас, инвестировал в искусство капитал — он отдавался коллекционированию с азартом и знанием дела. Для русского вельможи он вообще был чрезвычайно образован: знал пять языков, учился в Лейденском университете, подолгу жил за границей, часто путешествовал, дружил с ведущими художниками эпохи, например с Жаком-Луи Давидом. Много искусства покупал, нередко картины заказывал, заранее обговорив их сюжет, и всегда щедро платил. При всем том Николай Борисович был человеком больших страстей, имел несколько незаконнорожденных детей и был участником множества любовных историй — в общем, на нынешней выставке экскурсоводам есть о чем рассказать публике. Благо портрет двух княжеских сыновей — братьев Колосовых (1819) — кисти Никола де Куртейля в экспозиции присутствует. А один из разделов выставки, как шутит куратор Елена Шарнова, можно было бы назвать «Поцелуи и объятия» (на самом деле он называется «Под покровительством Амура»): в него вошли картины с эротическими сюжетами, например «Испуганная купальщица» Франсуа Буше. По словам куратора, Юсупов очень любил стиль рококо и, когда к началу XIX века это направление вышло из моды, он недорого купил целый ряд превосходных произведений. До сих пор лучший Буше в российских музеях, скорее всего, происходит из коллекции Юсупова.
Еще одно удивительное предвидение Николая Борисовича: он покупал картины художников-женщин. Конец XVIII века был отмечен первым всплеском женской эмансипации — дамы-художники боролись за право участвовать в Салонах (читай: ярмарках современного искусства). И Юсупов своими приобретениями их поддержал. На сегодняшний день это самые востребованные произведения, которые у музея «Архангельское» чаще всего просят для международных проектов. На выставке в «Новом Иерусалиме» можно увидеть «Урок музыки» Маргерит Жерар (она была одним из лидеров женского арт-движения) и «Портрет Марии Кочубей» Луизы Виже-Лебрен, этой любимой художницы Марии-Антуанетты. Виже-Лебрен умело льстила своим моделям, но Мария Кочубей действительно была одной из красивейших женщин своего времени. В «Архангельском» эта первоклассная работа по ряду причин почти всегда хранится в запасниках — в «Новом Иерусалиме» ею можно любоваться до конца лета следующего года.
Еще одна из сенсаций выставки — картина «Жертвоприношение Ифигении» художника XVII века Жана Тасселя, единственное его произведение в российских музеях. Картина пострадала в 2010 году во время пожара в Научно-реставрационном центре им. Грабаря, и потребовалось пять лет, чтобы привести ее в порядок. Она дает яркое представление о неоклассических тенденциях в европейской живописи, когда герои так буквально уподоблялись мраморной скульптуре, что, на взгляд современный, выглядят как живые иссиня-белые мертвецы.
Подлинные открытия ожидают посетителей в зале, посвященном пейзажу. Там выставлены два масштабных цикла — по четыре пейзажа в каждом — Юбера Робера. В «Архангельском» эти пейзажи висят в восьмиугольных в плане залах — салонах Юбера, в простенках между окнами. В «Новом Иерусалиме» картины повесили в ряд, на одной стене, грамотно осветили — и пейзажи Робера приобрели вселенский масштаб, стали не просто украшением интерьера, но картиной идеального мира. Природа на холстах предстает и величавой, и весьма соблазнительной. Двести пятьдесят лет назад Юбера Робера очень любила русская знать, до сих пор его произведений немало в российских коллекциях. Понадеемся, что выставка в «Новом Иерусалиме» станет стимулом к глобальному переосмыслению живописца, потому как не импрессионизмом единым жив пейзажный жанр.
Выставка — прекрасный повод вспомнить и воздать должное семье князей Юсуповых, не только Николаю Борисовичу, но и его потомкам, что подчеркнули и в названии. Сегодня собрание Юсуповых хранится в нескольких музеях: Эрмитаже, ГМИИ им. Пушкина, архангельском и смоленском художественных музеях; кое-что в 1930-х было продано за границу. Но основной блок, более 100 произведений, находится в музее-усадьбе «Архангельское», что можно считать величайшей удачей. Здесь решающую роль сыграли наследники. Последняя владелица имения Зинаида Юсупова даже написала завещание, что в случае отсутствия потомков коллекция в неделимом виде должна перейти государству. Она понимала ценность не только отдельных работ, но и всего собрания, и это очень редкий случай, а в России почти уникальный.
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
«Французский вкус князей Юсуповых»
До 28 августа 2022