Конкуренция между Цюрихом, важным банковским центром, и Базелем, домом фармацевтических гигантов, исторически всегда была жесткой. До последнего времени Базель обладал преимуществом как традиционное направление для ценителей искусства, однако и тут Цюрих пытается не отставать. В результате нынешнего расширения местный Кунстхаус стал самым крупным художественным музеем Швейцарии.
В октябре открылось для посещения основное крыло Кунстхауса в Цюрихе, построенное по проекту британского архитектора Дэвида Чипперфилда; оно обошлось в 206 млн швейцарских франков ($223 млн). Сооружение, представляющее собой параллелепипед из стекла и бетона, выглядит массивным и элегантным одновременно. Два здания, новое и старое, 1910 года постройки, располагаются друг напротив друга на площади Хаймплац, образуя единый ансамбль. Они соединены подземным переходом, где сейчас разместили работы художника Олафура Элиассона. До пандемии Кунстхаус принимал около 300 тыс. посетителей в год — после расширения ожидается до 400 тыс. человек.
Цель архитектурного проекта заключалась в том, чтобы превратить Хаймплац, один из самых оживленных транспортных узлов Цюриха, в новый городской центр искусства и образования. Для этого Чипперфилд спроектировал большой вестибюль.
Увеличилась не только площадь цюрихского музея, но и его коллекция. Помимо временных выставок, в новом здании размещаются произведения искусства, созданные в период с 1960-х годов до наших дней, а на втором этаже демонстрируется знаменитая коллекция Эмиля Бюрле, переданная музею наследниками промышленного магната в долгосрочное пользование, — это около 200 экспонатов, среди которых картины Винсента ван Гога, Поля Гогена, Эдгара Дега, Клода Моне, Поля Сезанна. Ряд ценных произведений предполагается также одолжить для показа из частных собраний Вернера Мерцбахера и Хуберта Лозера.
«Ценность коллекции в Кунстхаусе с историко-художественной точки зрения резко возросла за последние 15 лет. Я бы сказал, вдвое», — говорит директор музея Кристоф Беккер, который покинет свой пост в конце 2022 года. Уже известно, что его сменит Анн Деместер, экс-критик, а ныне директор Музея Франса Халса в нидерландском Харлеме. «Деместер — воодушевляющий и проницательный лидер, который выведет музей на новый уровень», — прокомментировала предстоящее назначение Анне Келлер Дубах, президент Цюрихского художественного общества — попечительского совета музея. Увы, сама она скоропостижно скончалась в конце сентября, совсем немного не дождавшись открытия нового здания. Сейчас ее обязанности временно исполняет Конрад Ульрих, вице-президент общества.