В 1991 году, когда Херлинде Кёльбль впервые фотографировала Ангелу Меркель, та еще была новичком в мире политики. Ученый-физик, после падения Берлинской стены она сделала карьеру в рядах Христианско-демократического союза Германии и пользовалась покровительством канцлера Гельмута Коля. Незадолго до съемки он назначил ее министром по делам женщин и молодежи.
«Я с самого начала увидела в ней особую энергию и силу и подумала, что хочу проследить ее путь в политике», — рассказывает Кёльбль.
Неопытность Меркель делала ее интересной героиней для восьмилетнего проекта Кёльбль «Следы власти». Раз в год в период с 1991-го по 1998-й она фотографировала политика и брала у нее интервью. Кёльбль продолжила делать фотопортреты Меркель и после того, как та стала канцлером Германии. В результате сложилась достаточно откровенная 30-летняя хроника, повествующая о влиянии власти на наделенного ею человека, которая теперь опубликована в виде книги, вышедшей в издательстве Taschen.
Меркель не только первая женщина — канцлер Германии, но и первый канцлер, решивший покинуть пост, не дожидаясь проигрыша на выборах, и дать дорогу новому кандидату, который будет представлять ее партию, ХДС. Кроме того, она почти побила рекорд Коля по продолжительности пребывания у власти.
Кёльбль интересовала женщина, скрывающаяся за высокой должностью: то, чему Меркель пришлось научиться, и та личная цена, которую ей пришлось заплатить за власть.
Фотограф считает, что это послужило одной из причин, побудивших Ангелу Меркель согласиться на участие в этом проекте. Ее интервью невероятно откровенны для политической фигуры, о которой широко известно, что она очень строго хранит неприкосновенность своей частной жизни, — возможно, в том числе потому, что Кёльбль не работала в новостном режиме и планировала опубликовать эти тексты не ранее чем через восемь лет.
Каждый раз она делала два портрета: лицо крупным планом и фото в три четверти роста, стараясь избегать характерных для власти атрибутов. Фоном всегда служат белая стена и простой стул. «Многие политики при виде камеры улыбаются особой улыбкой, — говорит Кёльбль. — Я просила ее смотреть на меня спокойным, открытым взглядом. Тогда она переставала позировать».
По этим портретам и интервью видно, как с годами Ангела Меркель становилась все увереннее. На портрете 1991 года она смотрит в камеру снизу вверх и в ее взгляде читается смущение. Она скромно, но вполне реалистично приписывает свой стремительный взлет в рядах ХДС «удачному стечению обстоятельств», в том числе своему восточногерманскому воспитанию. «Этого со мной не случилось бы, если бы я с такими же качествами росла в Западной Германии», — рассказывает она Кёльбль. В словах Меркель уже виден ее самокритичный аналитический подход, который помог ей обойти множество более опытных коллег. «У меня еще нет той жесткости, которая, наверное, необходима человеку, долго остающемуся в политике», — говорит она.
Меркель редко действует спонтанно. Напротив, она, по словам Кёльбль, «как шахматист, выжидает, наблюдает и анализирует, прежде чем действовать». В 1996 году, когда она была министром окружающей среды, фотограф спросила ее о споре по поводу политики в области энергетики, который разгорелся между ней и Герхардом Шрёдером, занимавшим в то время пост премьер-министра земли Нижняя Саксония. Тогда он публично дискредитировал ее. «Я сказала ему, что придет день, когда я загоню его в угол, — ответила Меркель. — Мне нужно еще немного времени, но этот день непременно настанет. Я очень жду его».
И этот день действительно настал: в 2005 году Меркель победила на выборах и сменила его на посту канцлера Германии. Шрёдер недооценил ее, как и многие другие политические противники — мужчины.
«Я выгляжу такой дружелюбной, такой непритязательной, что многие считают, будто меня легко обойти, — говорит она в одном из интервью фотографу. — Но на самом деле все не совсем так, как они представляют себе. Мне куда проще соперничать с другими людьми, чем кажется некоторым».
С годами взгляд Меркель становится все более прямым, а ее поза — уверенной и твердой. Фирменный жест — сложенные ромбиком кисти рук — впервые появляется на фотографии 1998 года.
Она рассказывает Кёльбль, что из-за постоянного нахождения на виду научилась скрывать эмоции. «Больше всего меня беспокоит, что человек становится все более и более скрытным, — говорит она. — Сегодня я могу сохранять твердый взгляд и не показывать никому, что в данный момент думаю. На самом деле люди хотят, чтобы политики были открытыми, заботливыми, добрыми — но в то же время не хотят этого. Они не хотят видеть их страх или обеспокоенность, не хотят видеть, что политики чего-то не знают».
Хотя о редком для политика отсутствии тщеславия, характерном для Меркель, говорят очень много, в ответ на вопрос Кёльбль о том, понравилось ли ей давать интервью и фотографироваться, в беседе 1998 года она признает: «Выходит, я достаточно тщеславна для того, чтобы заинтересоваться вашим проектом».
«Сначала вопросы невероятно раздражали меня, — рассказывает Меркель. — Я возмущалась и была очень недовольна, в очередной раз видя вас на пороге. Я думала: „Что за глупости! Книга выйдет не раньше чем через восемь лет, в прессенужно появляться сейчас!“ Но потом я вдруг начала спрашивать себя: „А госпожа Кёльбль уже была у меня в этом году?“».
Даже после 16 лет на посту канцлера Германии Ангеле Меркель удалось то, что не удается многим оказавшимся у власти, — не потерять голову. Она по-прежнему ходит за покупками в супермаркет по соседству. Она ясно дала понять, что после ухода не заинтересована в том, чтобы в обозримом будущем занимать высокие должности.
«Для начала она, возможно, хорошенько выспится, — рассуждает Кёльбль. — Но она не пропадет с радаров полностью. Это очень энергичная женщина. Не представляю, чтобы она навсегда удалилась на покой на свою дачу».
Кёльбль уверена, что по Меркель будут скучать. «В связи со своими проектами я побывала во множестве стран и знаю, как репутация Германии выиграла благодаря Ангеле Меркель и ее политике, — говорит она. — Германию считают надежной».
Фотографии Ангелы Меркель авторства Херлинде Кёльбль также можно будет увидеть на выставке в Немецком историческом музее в Берлине с 29 апреля по 4 сентября 2022 года.