18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В древний Стамбул за современным искусством

№96
Материал из газеты

Крупнейший мегаполис Европы сегодня знаменит не только древними памятниками. Предлагаем маршрут, пролегающий от главных достопримечательностей исторического центра до музеев современного искусства и галерей вокруг улицы Истикляль

Кто-то приезжает в Стамбул за экзотикой Востока — им город обычно представляется как огромный базар с пестрыми лавками, кафе, современными торговыми центрами и древностями, мирно сосуществующими повсюду. Так же мирно там соседствуют современная архитектура (кажется, строительство ведется на каждом шагу) с разрухой и запустением старых кварталов, роскошные дома и практически трущобы.

Есть те, кто в Стамбуле отправляется на поиски осколков Константинополя: византийских церквей, в первую очередь знаменитых Кахрие-Джами и Фетхие-Джами с мозаиками «Палеологовского возрождения», которые сохранились до наших дней лишь потому, что после завоевания города турками стали мечетями, или руин дворцов, как, например, Малый Влахернский дворец эпохи Палеологов (Текфур-Сарай), который недавно был отреставрирован и стал музеем османской керамики.

Но сегодня Стамбул еще и столица современного искусства. Вместе с уже существующими Стамбульской биеннале и ежегодной ярмаркой Contemporary Istanbul этому способствуют новые музеи и фонды. За последние годы в городе их открылось не менее пяти, еще больше находится в стадии проектирования и строительства. Большинство возникло как частная, а не государственная инициатива. Из самых громких проектов ближайшего будущего — новое здание музея Contemporary Istanbul по проекту всемирно известного архитектора Ренцо Пьяно на берегу Босфора, а также реконструкция старинного порта Galataport на Босфоре и исторической верфи Tersane в бухте Золотой Рог, которые должны стать новыми центрами притяжения (два в одном: торгово-гостиничный квартал и музейно-галерейный кластер).

Чтобы познакомиться с художественной жизнью современного Стамбула, придется покинуть исторический центр, где находятся основные достопримечательности обязательной программы: Айя-София, Голубая мечеть, ипподром, цистерна Базилика и Археологический музей. Ценители османского наследия также обычно посещают мечети придворного архитектора Сулеймана Великолепного Мимара Синана и старый султанский дворец Топкапы на мысе Сарайбурну. Однако мы двинемся от главной площади Султанахмет в сторону пристани Эминёню, откуда отправляются прогулочные кораблики по Босфору — проливу, разделяющему город на Европу и Азию. От этого развлечения в Стамбуле тоже не стоит отказываться, именно с Босфора открываются лучшие виды на город.

Дальше наш путь пролегает на Галатский мост через Золотой Рог. По дороге можно попробовать легендарный стамбульский стрит-фуд balik ekmek —бутерброд с жаренной на гриле рыбой. В конце Галатского моста стоило бы в первую очередь свернуть направо и пройти до нового квартала Галатапорт, где находится новое здание Музея живописи и скульптуры Университета изящных искусств имени Мимара Синана (IRHM). Здесь должна располагаться коллекция турецкого искусства XIX–ХХ веков. Новое здание стоимостью $25 млн по проекту турецкого архитектора Эмре Аролата уже опробовали в 2019 году, когда пространство стало главной площадкой Стамбульской биеннале, однако из-за пандемии открытие музея было перенесено, и теперь его обещают открыть до конца этого года.

Пока что с Галатского моста мы свернем не направо, в бывший портовый Каракёй, а налево и поднимемся вверх до Галатской башни (можно воспользоваться старинным фуникулером «Тюннель» начала ХХ века, который привезет вас прямо к улице Истикляль, но тогда придется пройти немного вниз). В этом районе традиционно селились иноверцы: генуэзцы, венецианцы, греки, евреи. Поэтому и названий у него много: Галата, Пера, Бейоглу. Здесь, в квартале с европейской застройкой начала XX века, находятся ключевые частные музеи и многие галереи. Они соседствуют с роскошными историческими отелями в стилях ар-нуво и ар-деко, так как в этом районе предпочитали жить богатые путешественники, прибывавшие в Стамбул на поезде «Восточный экспресс», прославленном Агатой Кристи.

Первая точка маршрута — культурный центр SALT Galata, который занимает шесть этажей величественного здания бывшего Османского банка с мраморной декорацией в интерьерах. Помимо выставок и постоянной экспозиции, посвященной банковскому делу, здесь размещается крупный архив искусства и культуры.

Далее мы отправляемся в частный музей Istanbul Modern, основанный в 2004 году и сейчас временно занявший роскошный дворец тут, в Бейоглу, пока строится новое здание в районе Каракёй. Экспозиция музея охватывает основные явления в истории современного искусства Турции, а также включает в себя коллекцию произведений западных классиков послевоенного периода.

На центральной пешеходной улице Истикляль искусства тоже предостаточно: тут и новый фонд семьи Коч (пожалуй, главных меценатов Турции) Meşher, и второе пространство SALT, и многочисленные частные галереи. Поблизости — музей района Пера и «Музей невинности» Орхана Памука. Главный променад Стамбула, улица Истикляль приведет нас на площадь Таксим — символ турецкой независимости (в центре площади — стела «Республика», символизирующая установление республики Мустафой Кемалем Ататюрком в 1923 году) и арена для политических митингов и демонстраций наших дней. Здесь идет грандиозная стройка — реконструируют Культурный центр Ататюрка с огромным концертным залом, выставочным пространством, библиотекой и студиями звукозаписи.

От площади Таксим свернем налево и пройдем до финальной точки нашего маршрута — нового здания Фонда современного искусства Вехби Коча Arter, построенного по проекту лондонского бюро Grimshaw Architects и открытого в 2019 году. Фонд располагает собственной коллекцией, включающей произведения мировых звезд Тистера Гейтса, Зигмара Польке, Моны Хатум, а также турецких художников Саркиса и Айше Эркмен. Временные выставки Arter отличаются тем, что большинство работ художники создают специально для проекта по заказу фонда.


Музей района Пера

Музей был открыт в 2005 году в здании бывшего отеля Bristol, построенного в 1893-м по проекту архитектора Ахилла Манусосса в стиле модерн. Постоянная экспозиция представляет живопись ориентализма XIX века, образцы турецкой керамики и старинные фотографии Стамбула, она отлично погружает в атмосферу декадентской роскоши османского двора периода упадка. Временные выставки обычно посвящены современному искусству. Также стоит хотя бы заглянуть в музейное кафе с интерьерами ар-деко.

www.peramuseum.org


Meşher

Проект Фонда Вехби Коча, выставочное пространство Meşher на улице Истикляль открылось год назад в бывшем помещении центра современного искусства Arter. Планируется, что Meşher будет концентрироваться на междисциплинарных проектах: выставках, публикациях и образовательных программах социальной и просветительской направленности. До 27 марта 2022 года открыта выставка «Я — ты — они. Век турецких художниц», посвященная творчеству художников-женщин, работавших в период с 1850 по 1950 год.

www.mesher.org


«Музей невинности»

Музей привлекает не только почитателей таланта писателя Орхана Памука, но и тех, кто хочет погрузиться в стамбульский быт второй половины ХХ века. Открыт нобелевским лауреатом в 2012 году. Экспозиция посвящена главной героине одноименного романа Фюсун. Представленные здесь вещи по сюжету книги собирает ее возлюбленный Кемаль. Каждый стенд соответствует одной из глав книги. Окунуться во времена описываемых событий помогает и коллекция черно-белых фотографий с изображением стамбульских улиц.

en.masumiyetmuzesi.org


Музей Рахми М. Коча

Частный музей, основанный представителем династии предпринимателей Рахми Кочем в 1991 году, посвящен истории транспорта, промышленности и связи. Расположен в европейской части Стамбула на берегу залива Золотой Рог неподалеку от верфи Tersane. Прототипами стали всемирно известные музеи науки и техники в Мюнхене и Лондоне. Экспозиция занимает здание османского якорного дома (византийская постройка XII века), верфь Хаскёй и выставочную зону под открытым небом.

www.rmk-museum.org.tr


Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+