Напоминающее крепость здание с высокой трубой на берегу Темзы — это Тейт Модерн, сегодня один из самых посещаемых в мире музеев современного искусства, а в прошлом — электростанция Бэнксайд. Построенная автором культовых красных телефонных будок англичанином сэром Джорджем Гилбертом Скоттом, она обеспечивала электричеством ближайшие районы Лондона почти весь прошлый век. Выведенная из эксплуатации в конце ХХ столетия, электростанция смогла избежать сноса благодаря одобренной всеми идее открыть на ее месте музей. В 2000 году была реконструирована, при этом полностью сохранив внешний облик. В Турбинном зале, где раньше были огромные генераторы, теперь размещают громадные инсталляции самых знаменитых современных художников.
Расположенная по соседству с Кремлем бывшая ГЭС-2 использовалась для питания контактной сети городского трамвая и называлась «Трамвайная». Здание построено в неорусском стиле в 1907 году Василием Башкировым, архитектором, известным сотрудничеством с Виктором Васнецовым при строительстве фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. После революции электростанция перешла в подчинение МОГЭС и была переименована в ГЭС-2. Позже, в 1930-е, электростанцию использовали для отопления печально известного Дома на набережной, а во время войны — для выпуска военной продукции. Несмотря на несколько попыток модернизации, власти Москвы решили закрыть ГЭС-2 из-за общего износа и высоких издержек на ее содержание. В 2009 году здание получило статус объекта культурного наследия регионального значения, а в 2014 году бизнесмен и меценат Леонид Михельсон выкупил его за 1,7 млрд руб. для своего фонда современного искусства V–A–C. Реконструированная по проекту знаменитейшего архитектора Ренцо Пьяно электростанция превратилась в грандиозное культурное пространство — Дом культуры «ГЭС-2» — и открылась в новом качестве 4 декабря.
В 2012 году после впечатляющих работ стоимостью $64 млн на месте бывшей угольной электростанции Наньши вырос первый в Китае государственный музей современного искусства. Вся внешняя отделка и помещения электростанции были реконструированы, в то время как внутренняя планировка сохранилась. В здании до сих пор остались турбины и машины, которые раньше вырабатывали энергию, а 165-метровая дымовая труба стала символом музея и важной частью архитектурного облика Шанхая. В музее регулярно проводится Шанхайская биеннале современного искусства, а также выставки европейских и китайских художников, архитекторов и дизайнеров.
Угольная электростанция со 150-метровой дымовой трубой в районе Уусимаа у Финского залива пока еще действует. Вывести ее из эксплуатации планируется к 2024 году, и если этот замысел осуществится, то к 2030 году будущий центр культуры и искусств, куда также намечен переезд Художественного музея Хельсинки, будет сопоставим по размерам с Тейт Модерн. Интересно, что электростанция на этом месте появилась очень давно, в начале ХХ столетия, а в 1960-е годы здание было заменено существующим по сей день.
Свежий проект французского архитектурного ателье Atelier Zündel Cristea по превращению бывшей угольной электростанции Баттерси в культурный центр, окруженный элитной застройкой. В прошлом эта станция обеспечивала электроэнергией юг столицы Великобритании, включая подземку, дома и промышленные предприятия. Она состоит из двух кирпичных зданий в стиле ар-деко со 109-метровыми трубами, построенных с промежутком в 20 лет. Индустриальный вид электростанции пришелся по вкусу музыкантам из The Beatles, мелькавшим на ее фоне в комедийном фильме «Помощь»; ее четыре башни узнаются и на обложке альбома 1977 года Animals группы Pink Floyd. Станция перестала функционировать в 1983 году и вскоре стала одной из самых узнаваемых достопримечательностей Лондона, пополнив список зданий особой архитектурной и исторической значимости.