В декабре проходят первые аукционы на новой онлайн-платформе Ans Azura, которая специализируется на искусстве Центральной и Восточной Европы, а также Ближнего Востока второй половины ХХ — XXI веков. Долгосрочная цель проекта — повысить узнаваемость и понимание художников из этих регионов. Инициатива принадлежит группе румынских галеристов, искусствоведов и арт-дилеров, в том числе Сузане Василеску, основательнице и директору галереи Suprainfinit, и Андрее Станкуляну, главе галереи Sector 1 (обе базируются в Бухаресте). Текущий бизнес-план предполагает проведение пяти аукционов и трех курируемых выставок в год, а также постоянную индивидуальную работу с коллекционерами (а значит, частные продажи). Вся деятельность Ans Azura полностью сконцентрирована на виртуальном пространстве.
Итоги первого аукциона Ans Azura под названием «Другой взгляд. Послевоенная эпоха в искусстве Центральной и Восточной Европы» подвели 2 декабря. Топ-лот — работа польской художницы Магдалены Абаканович «Три фигуры» («Семья»), отлитая из стали, — ушел за €347 тыс. при предварительной оценке произведения 1999–2009 годов в €150–200 тыс. Также внимание коллекционеров привлек объект 1995 года «0 — это не 0» арт-группы Irwin из Любляны, которая стояла у истоков неформальной организации NSK (Neue Slowenische Kunst, «Новое словенское искусство»), основанной в 1984 году и позднее трансформировавшейся в виртуальное государство с паспортами, марками и даже электронным посольством. Лот был продан по нижней границе эстимейта (€25–30 тыс.) — за €25,62 тыс. Падение социалистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы в конце 1980-х привело к возникновению новой художественной инфраструктуры, появлению частных коллекций, что способствовало динамике рынка. Тем не менее художникам региона необходима поддержка, ведь им еще предстоит выйти на международную сцену.
На этой неделе, 6-9 декабря, проходит онлайн-аукцион «Расширяя горизонты. Современное искусство Ближнего Востока и Северной Африки». Его возглавит работа ливанской художницы Югетт Калан (1931–2019), которая родилась в Бейруте, затем переехала в Париж, а известность приобрела в Лос-Анджелесе благодаря утонченным абстракциям и эротическим «пейзажам тела». Поздняя абстрактная работа «Розовый» (2012) выставлена на торги с предварительной оценкой €150–200 тыс.
В новом году, 24 февраля, на сайте откроется выставка под названием «Почему на Востоке нет великих художников-женщин?», которое отсылает к культовой статье Линды Нохлин «Почему не было великих художников-женщин?», опубликованной в журнале ARTnews в 1971 году. За минувшие полвека произошли существенные изменения, касающиеся положения и перспектив художниц на арт-сцене в целом, однако вопрос по-прежнему актуален, особенно применительно к восточному региону.