Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, главные держатели наследия Альбрехта Дюрера (1471–1528) в России, объединили усилия, чтобы показать около 200 его произведений. Почти все представленные отпечатки — прижизненные, в том числе такие хиты, как серии ксилографий «Апокалипсис», «Страсти Христовы», «Жизнь Девы Марии», а также монументальная гравюра «Триумфальное шествие», исполненная художником по заказу Максимилиана I, императора Священной Римской империи; из рисунков — «Мадонна с Младенцем». Есть и примеры раскрашенных гравюр (правда, раскраска выполнена позднее).
«И когда я уже научился чисто работать, у меня появилось больше охоты к живописи, нежели к золотых дел ремеслу. Я сказал об этом моему отцу, но он был совсем не доволен, так как ему было жаль потерянного времени, которое я потратил на обучение золотых дел мастерству. Все же он уступил мне, и, когда считали 1486 год от рождества Христова, в день Св. Эндреса, договорился мой отец отдать меня в ученики к Михаэлю Вольгемуту, с тем чтобы я служил у него три года». Эту запись Дюрер сделал в возрасте 15 лет (цитата по двухтомнику «Дневники, письма, трактаты», перевод Цецилии Нессельштраус, ученицы Николая Пунина). Юноша, родившийся и проживший всю жизнь в просвещенном Нюрнберге, не ошибся в выборе дальнейшего пути. Хотя его прославили не картины. Даже несмотря на то что два автопортрета (1498 и 1500 годов, второй — в образе Христа) прочно вошли в масскульт.
Коньком Дюрера стала ксилография, или гравюра на дереве. Много позже, в 1509 году, в одном из писем художник заметил: «…Я буду держаться гравирования. И если бы я делал это до сих пор, я был бы сегодня на 1000 гульденов богаче». Вырезать изображение на деревянной доске было сложнее, чем на доске металлической, однако всеми этими навыками он овладел.
Юный ученик пробыл в мастерской Вольгемута оговоренный срок. Как утверждают исследователи творчества Дюрера, он застал подготовку богато иллюстрированного ксилографиями (почти 2 тыс. изображений) издания «Всемирной хроники» Гартмана Шеделя. Книга была выпущена в 1493 году типографией Антона Кобергера, крупного европейского издателя, к тому же крестного отца Дюрера.
Но сам художник посвятил первую половину 1490-х годов путешествиям. Германия, Швейцария, Италия… В перерывах между поездками он женился на Агнесе Фрей, на приданое Дюрер смог открыть собственное дело.
В 1495 году Дюрер возвращается в Нюрнберг и открывает гравировальную мастерскую. Его цель вполне прагматична — наполнить рынок Южной Германии «линейкой» ксилографий: от недорогих оттисков, которые будут продаваться на городских площадях во время религиозных праздников, до изысканных оттисков для ценителей. В них будет создаваться ощущение объемного изображения за счет сложной штриховки и изменяемой толщины линий.
Такой исполнена «Мужская купальня» (1497). На первом плане — братья Стефан и Лукас Паумгартнеры, заказчики алтаря для Катариненкирхе в Нюрнберге. Человек, пьющий из кружки, — это Виллибальд Пиркхеймер, немецкий гуманист, ближайший друг Дюрера. Он спонсировал поездки художника в Италию. Персонаж, который опирается на колонку с водой, предположительно, Михаэль Вольгемут. Смелые искусствоведы предполагают, что на самом деле это Дюрер. Они же считают, что автопортретами являются изображения мужчины, играющего на дудочке, и юноши, который издали наблюдает за теплой компанией. Радикальные интерпретаторы убеждены, что Дюрер изобразил четыре человеческих темперамента. Мужчина с цветком — сангвиник, его сосед (который с банным скребком) — холерик, гражданин Нюрнберга с кружкой — флегматик, а их товарищ у колонки — типичный меланхолик.
В 1498 году Дюрер издает «Апокалипсис» — 15 ксилографий на темы Откровения Иоанна Богослова. Центральный лист «Апокалипсиса» — «Четыре всадника», изображение четырех зол, угрожающих человечеству. Художник берет на себя все основные этапы: рисует, следит за резкой досок, печатает оттиски и контролирует продажи тиража. Фанаты Дюрера до недавнего времени настаивали, что и резьбой он сам занимался. Но дотошные искусствоведы, зная его «послужной список» этого времени — три десятка гравюр резцом и ксилографий, не говоря уже о картинах, — доказали, что художник физически не успел бы заняться резьбой.
Ксилография много лет занимала Дюрера, постоянно конкурируя с резцовой гравюрой. В этой технике исполнена шедевральная гравюра на меди «Адам и Ева» (1504). Мастер эпохи Возрождения как бы заново, «забыв» уроки античности, ищет идеальные пропорции человеческого тела. И находит их.
Пик занятий ксилографией пришелся на 1507–1511 годы, когда вышли новое издание «Апокалипсиса», «Большие Страсти», а также серия «Жизнь Девы Марии», состоящая из 19 листов и посвященная Каритас Пиркхеймер, аббатисе монастыря Святой Клары в Нюрнберге.
«Малые Страсти» служили иллюстрированной Библией для неграмотного по большей части населения. Это самая крупная серия, когда-либо издававшаяся Дюрером. В собрании ГМИИ им. Пушкина находятся три листа их прижизненного издания 1511 года: «Взятие Христа под стражу», «Явление Христа Богоматери» и «Страшный суд». Впервые демонстрируются раскрашенные ксилографии из этой серии, они относятся к XVI веку. Вскоре Дюрер занялся исполнением гигантских заказов для Максимилиана I Габсбурга, прославляющих его деяния. Над «Триумфальной процессией» и «Триумфальной аркой» работало несколько команд художников. Дюреру принадлежит общий эскиз «Триумфальной арки» и несколько фрагментов обоих коллажей. «Арка» состоит из 36 склеенных встык оттисков, для изготовления которых использовали 192 доски. Ее размеры — 3 на 3,5 м. Это единственный поздний отпечаток в эрмитажной экспозиции, он был сделан в 1799 году с досок 1515-го). «Процессия» должна была состоять из 210 гравюр, до смерти императора художники успели исполнить 139. Общая длина «фриза» — 54 м. На выставке можно увидеть также ксилографированный портрет надменного правителя.
Работа на императора обеспечила художнику экономическую независимость. Но важнейшей ксилографией 1510-х годов, а может быть, и всего творчества Дюрера стал «Носорог». Фантастическое изображение животного в панцире, латах, с чешуей на ногах и витым мини-рогом на загривке несколько столетий воспроизводилось в учебниках зоологии. Про альбомы по искусству и говорить нечего.
Животное привезли в мае 1515 года в Лиссабон из Гоа как дипломатический подарок. Дюрер носорога не видел и пользовался описаниями разных свидетелей с богатым воображением. Но фраза из текста, которым художник снабдил ксилографию, может стать ключом: «Говорят также, что носорог быстрый, веселый и подвижный зверь». Как и отсутствие упоминания о втором роге. Скорее всего, хорошо образованный для своего времени, он сознательно дал волю собственной фантазии в изображении носорога. Ему важна не морфология, а человеческие эмоции.
Образ оказался убедительным более чем на 200 лет вперед. Веру в Дюрера не поколебало даже появление в литературе XVII века изображений двурогих африканских носорогов. И даже когда в 1741–1758 годах по Европе проехала с гастролями индийская носорожиха Клара, произведение Дюрера сохранило первое место в истории анималистического жанра. Реплика «Носорога» размещена на воротах Пизанского собора.
Представленный на выставке оттиск «Носорога» относится к первому изданию, сделанному с доски, еще не поврежденной трещиной. На этой гравюре лучше всего рассматривать монограмму Дюрера.
В печатной графике монограмма впервые возникает на резцовых гравюрах «Мадонна с кузнечиком» (1495) и знаменитых «Четырех ведьмах» (1497). Потом на упомянутой ксилографии «Мужская купальня». Классический вид монограмма AD приобретает в 1501 году. Гравюры Дюрера стали, мягко говоря, копировать начиная с 1494-го. Позже с удвоенной энергией взялись и за монограмму.
Текст колофона (последняя страница) изданий 1511 года «Жизнь Девы Марии», «Большие Страсти» и «Апокалипсис» завершается словами: «Горе тебе, обманщик и вор чужого труда и чужих выдумок, да не придет тебе в голову наложить свои наглые руки на эти произведения! Ибо позволь тебе сказать, что нам пожалована привилегия прославленнейшим императором Священной Римской империи Максимилианом, и никто не может ни копировать и перепечатывать эти картины, ни продавать свои отпечатки в областях империи. Если же ты, либо по пренебрежению, либо руководимый преступной алчностью, ослушаешься, будь уверен, что ты можешь рассчитывать на конфискацию твоей собственности и строжайший штраф».
Если печатной графики Дюрера в российских музеях сотни листов, то с ручной гораздо сложнее. Есть всего около 30 рисунков. Эрмитажная «Мадонна с Младенцем» происходит из коллекции Ивана Бецкого, президента Академии художеств в екатерининские времена. «Аллегорию справедливости» покупала сама императрица. Как и «Автопортрет в рост», который находится в собрании ГМИИ. Последний рисунок отправился в 1932 году из Эрмитажа на печально известные советские распродажи. Но его «подвела» плохая сохранность: в XIX веке он находился в постоянной экспозиции музея. Вернулся назад в простой антикварный магазин.
Недавно на выставке «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина» были показаны «Танцующие и музицирующие путти с античным трофеем» из собрания Алексея Сидорова. Большая часть остальных рисунков Дюрера в музейном фонде относится к так называемому трофейному искусству и попала в СССР после 1945 года.
Выставка Дюрера развернута в Николаевском зале Зимнего дворца, где год назад гостил Рафаэль. Они были современниками, переписывались и, если верить Джорджо Вазари, обменивались работами. Существует предположение, что на фреске «Изгнание Илиодора из храма» в папском дворце Рафаэль изобразил себя и Дюрера. Как лучших художников своего времени.
Специально к выставке генеральный спонсор — банк ВТБ — готовит образовательную программу, которая включает в себя виртуальную прогулку по экспозиции «Культурный гид» и музыкальный проект. К открытию выставки художественный руководитель musicAeterna Теодор Курентзис, композиторы — резиденты Дома Радио Алексей Ретинский и Андреас Мустукис, дирижер musicAeterna Федор Леднев и главный хормейстер musicAeterna Виталий Полонский подготовили плейлисты, которые стали своего рода саундтреком к экспозиции. Это и музыка современников Дюрера, и сочинения, написанные намного раньше, и композиции сегодняшних авторов.
Государственный Эрмитаж
«Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения»
До 28 марта 2022