18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Эрмитаже открылась выставка Дюрера из российских собраний

№97
Материал из газеты

Поводом к ней стало 550-летие со дня рождения Альбрехта Дюрера — художника-универсала, защитника собственных авторских прав, гравюры которого выпускались огромными по тем временам тиражами и часто подделывались

Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, главные держатели наследия Альбрехта Дюрера (1471–1528) в России, объединили усилия, чтобы показать около 200 его произведений. Почти все представленные отпечатки — прижизненные, в том числе такие хиты, как серии ксилографий «Апокалипсис», «Страсти Христовы», «Жизнь Девы Марии», а также монументальная гравюра «Триумфальное шествие», исполненная художником по заказу Максимилиана I, императора Священной Римской империи; из рисунков — «Мадонна с Младенцем». Есть и примеры раскрашенных гравюр (правда, раскраска выполнена позднее).

Резьба по дереву

«И когда я уже научился чисто работать, у меня появилось больше охоты к живописи, нежели к золотых дел ремеслу. Я сказал об этом моему отцу, но он был совсем не доволен, так как ему было жаль потерянного времени, которое я потратил на обучение золотых дел мастерству. Все же он уступил мне, и, когда считали 1486 год от рождества Христова, в день Св. Эндреса, договорился мой отец отдать меня в ученики к Михаэлю Вольгемуту, с тем чтобы я служил у него три года». Эту запись Дюрер сделал в возрасте 15 лет (цитата по двухтомнику «Дневники, письма, трактаты», перевод Цецилии Нессельштраус, ученицы Николая Пунина). Юноша, родившийся и проживший всю жизнь в просвещенном Нюрнберге, не ошибся в выборе дальнейшего пути. Хотя его прославили не картины. Даже несмотря на то что два автопортрета (1498 и 1500 годов, второй — в образе Христа) прочно вошли в масскульт.

Коньком Дюрера стала ксилография, или гравюра на дереве. Много позже, в 1509 году, в одном из писем художник заметил: «…Я буду держаться гравирования. И если бы я делал это до сих пор, я был бы сегодня на 1000 гульденов богаче». Вырезать изображение на деревянной доске было сложнее, чем на доске металлической, однако всеми этими навыками он овладел.

Юный ученик пробыл в мастерской Вольгемута оговоренный срок. Как утверждают исследователи творчества Дюрера, он застал подготовку богато иллюстрированного ксилографиями (почти 2 тыс. изображений) издания «Всемирной хроники» Гартмана Шеделя. Книга была выпущена в 1493 году типографией Антона Кобергера, крупного европейского издателя, к тому же крестного отца Дюрера.

Но сам художник посвятил первую половину ­1490-х годов путешествиям. Германия, Швейцария, Италия… В перерывах между поездками он женился на Агнесе Фрей, на приданое Дюрер смог открыть собственное дело.

В 1495 году Дюрер возвращается в Нюрнберг и открывает гравировальную мастерскую. Его цель вполне прагматична — наполнить рынок Южной Германии «линейкой» ксилографий: от недорогих оттисков, которые будут продаваться на городских площадях во время религиозных праздников, до изысканных оттисков для ценителей. В них будет создаваться ощущение объемного изображения за счет сложной штриховки и изменяемой толщины линий.

Такой исполнена «Мужская купальня» (1497). На первом плане — братья Стефан и Лукас Паумгартнеры, заказчики алтаря для Катариненкирхе в Нюрнберге. Человек, пьющий из кружки, — это Виллибальд Пиркхеймер, немецкий гуманист, ближайший друг Дюрера. Он спонсировал поездки художника в Италию. Персонаж, который опирается на колонку с водой, предположительно, Михаэль Вольгемут. Смелые искусствоведы предполагают, что на самом деле это Дюрер. Они же считают, что автопортретами являются изображения мужчины, играющего на дудочке, и юноши, который издали наблюдает за теплой компанией. Радикальные интерпретаторы убеждены, что Дюрер изобразил четыре человеческих темперамента. Мужчина с цветком — сангвиник, его сосед (который с банным скребком) — холерик, гражданин Нюрнберга с кружкой — флегматик, а их товарищ у колонки — типичный меланхолик.

В 1498 году Дюрер издает «Апокалипсис» — 15 ксилографий на темы Откровения Иоанна Богослова. Центральный лист «Апокалипсиса» — «Четыре всадника», изображение четырех зол, угрожающих человечеству. Художник берет на себя все основные этапы: рисует, следит за резкой досок, печатает оттиски и контролирует продажи тиража. Фанаты Дюрера до недавнего времени настаивали, что и резьбой он сам занимался. Но дотошные искусствоведы, зная его «послужной список» этого времени — три десятка гравюр резцом и ксилографий, не говоря уже о картинах, — доказали, что художник физически не успел бы заняться резьбой.

Ксилография много лет занимала Дюрера, постоянно конкурируя с резцовой гравюрой. В этой технике исполнена шедевральная гравюра на меди «Адам и Ева» (1504). Мастер эпохи Возрождения как бы заново, «забыв» уроки античности, ищет идеальные пропорции человеческого тела. И находит их.

Носорог и другие

Пик занятий ксилографией пришелся на 1507–1511 годы, когда вышли новое издание «Апокалипсиса», «Большие Страсти», а также серия «Жизнь Девы Марии», состоящая из 19 листов и посвященная Каритас Пиркхеймер, аббатисе монастыря Святой Клары в Нюрнберге.

«Малые Страсти» служили иллюстрированной Библией для неграмотного по большей части населения. Это самая крупная серия, когда-либо издававшаяся Дюрером. В собрании ГМИИ им. Пушкина находятся три листа их прижизненного издания 1511 года: «Взятие Христа под стражу», «Явление Христа Богоматери» и «Страшный суд». Впервые демонстрируются раскрашенные ксилографии из этой серии, они относятся к XVI веку. Вскоре Дюрер занялся исполнением гигантских заказов для Максимилиана I Габсбурга, прославляющих его деяния. Над «Триумфальной процессией» и «Триумфальной аркой» работало несколько команд художников. Дюреру принадлежит общий эскиз «Триумфальной арки» и несколько фрагментов обоих коллажей. «Арка» состоит из 36 склеенных встык оттисков, для изготовления которых использовали 192 доски. Ее размеры — 3 на 3,5 м. Это единственный поздний отпечаток в эрмитажной экспозиции, он был сделан в 1799 году с досок 1515-го). «Процессия» должна была состоять из 210 гравюр, до смерти императора художники успели исполнить 139. Общая длина «фриза» — 54 м. На выставке можно увидеть также ксилографированный портрет надменного правителя.

Работа на императора обеспечила художнику экономическую независимость. Но важнейшей ксилографией 1510-х годов, а может быть, и всего творчества Дюрера стал «Носорог». Фантастическое изображение животного в панцире, латах, с чешуей на ногах и витым мини-рогом на загривке несколько столетий воспроизводилось в учебниках зоологии. Про альбомы по искусству и говорить нечего.

Животное привезли в мае 1515 года в Лиссабон из Гоа как дипломатический подарок. Дюрер носорога не видел и пользовался описаниями разных свидетелей с богатым воображением. Но фраза из текста, которым художник снабдил ксилографию, может стать ключом: «Говорят также, что носорог быстрый, веселый и подвижный зверь». Как и отсутствие упоминания о втором роге. Скорее всего, хорошо образованный для своего времени, он сознательно дал волю собственной фантазии в изображении носорога. Ему важна не морфология, а человеческие эмоции.

Образ оказался убедительным более чем на 200 лет вперед. Веру в Дюрера не поколебало даже появление в литературе XVII века изображений двурогих африканских носорогов. И даже когда в 1741–1758 годах по Европе проехала с гастролями индийская носорожиха Клара, произведение Дюрера сохранило первое место в истории анималистического жанра. Реплика «Носорога» размещена на воротах Пизанского собора.

Представленный на выставке оттиск «Носорога» относится к первому изданию, сделанному с доски, еще не поврежденной трещиной. На этой гравюре лучше всего рассматривать монограмму Дюрера.

Товарный знак

В печатной графике монограмма впервые возникает на резцовых гравюрах «Мадонна с кузнечиком» (1495) и знаменитых «Четырех ведьмах» (1497). Потом на упомянутой ксилографии «Мужская купальня». Классический вид монограмма AD приобретает в 1501 году. Гравюры Дюрера стали, мягко говоря, копировать начиная с 1494-го. Позже с удвоенной энергией взялись и за монограмму.

Текст колофона (последняя страница) изданий 1511 года «Жизнь Девы Марии», «Большие Страсти» и «Апокалипсис» завершается словами: «Горе тебе, обманщик и вор чужого труда и чужих выдумок, да не придет тебе в голову наложить свои наглые руки на эти произведения! Ибо позволь тебе сказать, что нам пожалована привилегия прославленнейшим императором Священной Римской империи Максимилианом, и никто не может ни копировать и перепечатывать эти картины, ни продавать свои отпечатки в областях империи. Если же ты, либо по пренебрежению, либо руководимый преступной алчностью, ослушаешься, будь уверен, что ты можешь рассчитывать на конфискацию твоей собственности и строжайший штраф».

Дюрер как трофей

Если печатной графики Дюрера в российских музеях сотни листов, то с ручной гораздо сложнее. Есть всего около 30 рисунков. Эрмитажная «Мадонна с Младенцем» происходит из коллекции Ивана Бецкого, президента Академии художеств в екатерининские времена. «Аллегорию справедливости» покупала сама императрица. Как и «Автопортрет в рост», который находится в собрании ГМИИ. Последний рисунок отправился в 1932 году из Эрмитажа на печально известные советские распродажи. Но его «подвела» плохая сохранность: в XIX веке он находился в постоянной экспозиции музея. Вернулся назад в простой антикварный магазин.

Недавно на выставке «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина» были показаны «Танцующие и музицирующие путти с античным трофеем» из собрания Алексея Сидорова. Большая часть остальных рисунков Дюрера в музейном фонде относится к так называемому трофейному искусству и попала в СССР после 1945 года.

Выставка Дюрера развернута в Николаевском зале Зимнего дворца, где год назад гостил Рафаэль. Они были современниками, переписывались и, если верить Джорджо Вазари, обменивались работами. Существует предположение, что на фреске «Изгнание Илиодора из храма» в папском дворце Рафаэль изобразил себя и Дюрера. Как лучших художников своего времени. 

Специально к выставке генеральный спонсор — банк ВТБ — готовит образовательную программу, которая включает в себя виртуальную прогулку по экспозиции «Культурный гид» и музыкальный проект. К открытию выставки художественный руководитель musicAeterna Теодор Курентзис, композиторы — резиденты Дома Радио Алексей Ретинский и Андреас Мустукис, дирижер musicAeterna Федор Леднев и главный хормейстер musicAeterna Виталий Полонский подготовили плейлисты, которые стали своего рода саундтреком к экспозиции. Это и музыка современников Дюрера, и сочинения, написанные намного раньше, и композиции сегодняшних авторов.

Государственный Эрмитаж
«Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения»
До 28 марта 2022

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+