Сделает ли реставрация пострадавший в пожаре интерьер собора Парижской Богоматери больше похожим на Диснейленд, чем на важнейшее во Франции место богослужений? Именно такие опасения высказывают возмущенные критики нового проекта, разработанного представителями католической церкви и представленного ранее в этом году на видеоконференции.
Несмотря на то что официально о проекте еще не объявляли, в мае священник собора Жиль Друэн изложил его основные пункты перед генеральным секретариатом организации «Католическое образование» на онлайн-конференции, запись которой размещена на YouTube. Британская консервативная газета Telegraph недавно осудила предложенное им видение Нотр-Дама, назвав его «политкорректным Диснейлендом» и «экспериментальным шоурумом».
Во время презентации Друэн, возглавляющий Литургический институт в Париже, рассказал, что два года назад архиепископ Парижа Мишель Опети поручил ему «обновить внутреннее пространство» собора. Друэн предлагает проложить вдоль боковых капелл светозвуковой маршрут, который представит посетителям «плодотворный диалог с современным искусством». Кроме того, он планирует заменить «плетеные стулья, занимающие 80% площади», светящимися «мобильными скамьями», большую часть которых можно будет убирать в будние дни, чтобы освободить место для туристов. Алтари в капеллах тоже сдвинут и на первом этаже оставят всего четыре исповедальни.
Друэн объяснил, что Нотр-Дам «не был приспособлен к большому потоку туристов», число которых к 2019 году, когда собор пострадал в пожаре, выросло до 12 млн в год. Посетители «приходят сюда по разным причинам, и по большей части это люди из нехристианских или постхристианских культур».
Поэтому в капеллах, которым, по мнению Друэна, можно дать новые названия в честь Азии, Африки и на другие темы, следует предложить «разнообразную программу», в том числе световые проекции цитат из Библии на разных языках, включая китайский.
Жиль Друэн также продемонстрировал эскизы витража и одной из стен церкви с изображением облаков в стиле современной абстрактной живописи.
«Собор Парижской Богоматери превращают в Диснейленд», — считает парижский архитектор Морис Кюло, автор ряда книг о религиозной архитектуре XIX века. «Это непоследовательно, — объясняет он свою точку зрения The Art Newspaper. — Сначала мы восстанавливаем собор и его шпиль, используя такие аутентичные материалы, как камень, дерево и свинец, а потом устраиваем внутри парк аттракционов для туристов. Почему дизайн не доверили тем же архитекторам, чтобы сохранить единообразие фасада и внутреннего убранства?» Он подчеркивает, что церкви и соборы находятся в государственной собственности, и спрашивает: «Как может священник единолично выбирать будущий декор интерьера в соборе, который представляет собой общее наследие человечества и восстанавливается при финансовой поддержке, поступающей со всего света?»
Проект преобразования интерьера в соборе Парижской Богоматери, предложенный Жилем Друэном, представят на рассмотрение Национальной комиссии по охране культурного наследия Франции 9 декабря, и министр культуры Розлин Башло, возможно, примет окончательное решение по таким вопросам, как, например, судьба старинных витражей. Но Кюло утверждает, что правительство «уже пошло на компромисс, оставив интерьер собора на откуп церкви».
Жюль Друэн не согласен с теми, кто называет его план обновления Нотр-Дама радикальным. «На протяжении восьми веков собор Парижской Богоматери непрерывно эволюционировал, и церковь собирается возобновить традицию заказа произведений ныне живущим художникам», — говорит он. В недавнем интервью новостному агентству France-Presse он выступил в защиту идеи привлекать посетителей, «не всегда принадлежащих к христианской культуре», и добавил, что с тех пор, как в Нотр-Даме появились разъяснительные тексты на китайском языке, туристы из Китая начали ставить больше свечей в капелле, посвященной китайскому мученику.
Тем временем генералу Жан-Луи Жоржелену, возглавляющему организацию, которая отвечает за реставрацию Нотр-Дама, приходится работать не покладая рук, чтобы выполнить данное президенту Эмманюэлю Макрону обещание открыть памятник для публики к Олимпийским играм, которые состоятся в Париже в 2024 году. Эксперты уже признают, что закончить все работы и восстановить шпиль к этому времени не удастся, но Жоржелен обещает провести в соборе благодарственный молебен 16 апреля 2024 года, в день пятилетия катастрофического пожара. Безусловно, ему не на руку конфликт вокруг интерьеров, из-за которого восстановление собора может затянуться еще сильнее.