Одна из первых самостоятельных работ архитектора Федора Шехтеля (1859–1926), особняк Саввы и Зинаиды Морозовых на Спиридоновке всегда был значимой московской постройкой. Он привлекал внимание с самого момента строительства в 1893–1898 годах: заказчик-англоман выбрал из трех предложенных архитектором вариантов в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики последний. Эффектный дом — готический замок с двухэтажной башней-донжоном, химерой и кривляющимися маскаронами — стал украшением улицы и не случайно в 1929 году был включен в структуры Наркомата (позже Министерства) иностранных дел. С тех пор здание служит Домом приемов МИД. В 1995 году интерьеры были повреждены пожаром и затем тщательно отреставрированы — к счастью, сохранилась подробнейшая документация. Однако фасадом давно не занимались серьезно — лишь подправляли и подкрашивали.
«Впервые была проведена качественная комплексная реставрация всех фасадов. В ходе работ были укреплены основы не менее половины декоративных элементов на фасадах, отреставрирован наиболее пострадавший сложный парапетный декор на балконе, террасах и машикули основной башни (донжона) на восточном фасаде, — рассказал нам Евгений Кокорев, автор проекта реставрации особняка, почетный реставратор Москвы, генеральный директор проектного бюро «АрКо». — Растрескавшиеся фиалы в виде миниатюрных замков скреплены металлом и отреставрированы. Отлитая из высокопрочного бетона химера северного фасада была очищена от множества красочных слоев и поздней шпаклевки и заново покрашена. Возникали сложности с выбором методов реставрации: горгульи, выполненные из шпиатра (сплав цинка и олова. — TANR), приходилось реставрировать на месте, трещины армировались сетками с использованием современных шпаклевочных масс по металлу».
На фасадах особняка огромное количество деталей, которые перекликаются, но не повторяются. Скульптурных декоративных элементов (маскароны, консоли) не так уж много, но каждое обрамление окна, угла, колонны — любой архитектурной детали — сложнейшим образом проработано. Шехтель, увлекшийся средневековыми мотивами, трудился над этим проектом с упоением — тем более что заказчик, стремившийся угодить жене, позволил архитектору не ограничивать себя в средствах. За два месяца тот сделал около 600 листов архитектурных рисунков и планов, которые имеют ценность самостоятельных художественных произведений (почти 200 из них сохранились). «Российское ремесленное производство было на подъеме, и подрядчики, работавшие с кладкой, деревом, резьбой и рельефом, воплотили замысел архитектора на высочайшем уровне», — считает Евгений Кокорев. Сейчас фасадами занимались специалисты строительно-ремонтной фирмы «Ремстройсервис», которые славятся добросовестностью. Архитектурная подсветка особняка полностью обновлена, ночью она выглядит очень эффектно, подчеркивая объем здания и его детали, а днем светильники практически незаметны.
Внимание, которое специалисты уделяют фасадам (учитывая, что внутри — панно, скульптура и витраж Михаила Врубеля), не случайно: особняк служит идеальным примером нового понимания взаимодействия экстерьера и интерьера, новых приемов построения объема, которые делают Шехтеля архитектором ХХ века. Он не только отказался от традиционной анфилады, добавив к горизонтальной оси залов вертикаль парадной лестницы, но и использовал прием проектирования «изнутри наружу». Сложно (и удобно) организованные внутренние объемы нашли отражение в структуре фасадов, среди которых нельзя выделить главный: все они разные и в то же время объединены ритмом крупных стрельчатых окон.
«ГлавУпДК совместно со специализированной подрядной организацией и авторским надзором была проведена кропотливая работа по реставрации фасадов, кровли и центральной ограды особняка на Спиридоновке. Работа трудоемкая, учитывая состояние фасадов, обилие сложных декоративных деталей, статус особняка, его бесспорную историческую и культурную значимость», — говорит Дмитрий Драчев, начальник отдела департамента капитального строительства ГлавУпДК при МИД России. В хозяйственном ведении ГлавУпДК, которому в этом году исполнилось 100 лет, находится более 130 исторических особняков в Москве. «Например, для кровли мы использовали не просто оцинкованный металл, а сплав титанцинк — материал, из которого можно делать надежные и в то же время сложные по форме декоративные элементы кровли. Мы пошли на это, так как понимаем, что при качественном монтаже срок эксплуатации такой кровли составляет около 30 лет. То же касается и других примененных материалов».
Реставрация интерьеров тоже планируется, но ее график будет зависеть от протокольных мероприятий, которые регулярно проводятся в особняке.
Интерьерам особняка Федор Шехтель уделил огромное внимание: он добивался их цельности и единства всех искусств. Множество деталей, от рисунка потолков до дверных ручек, он прорабатывал сам. Однако для декорирования ряда парадных залов нижнего этажа Шехтель, первым из архитекторов, пригласил художника Михаила Врубеля (1856–1910). Тот оформил Малую готическую гостиную особняка тремя панно — «Утро», «Полдень» и «Вечер», сделал эскизы скульптурных композиций для лестниц — с Робертом и призраками монахинь (сцена из оперы «Роберт-дьявол»), а также с переплетенными грифоном и змеей. Врубель же стал автором витража с изображением рыцаря на коне. Интерьеры особняка, в котором держала светский салон Зинаида Морозова, жена Саввы, поражали публику. Когда в 1909 году особняк купил Михаил Рябушинский, он радикально изменил один зал, заказав для него панно у Константина Богаевского. В 1973 году интерьеры, покрытые наслоениями советской краски, начали реставрировать. Панно Богаевского погибли в пожаре 1995 года, однако были реконструированы. Работы Врубеля тогда пострадали меньше — специалистам из Третьяковской галереи удалось их отреставрировать; витраж был воссоздан по сохранившемуся эскизу в натуральную величину. Сейчас интерьеры особняка доступны публике только в формате виртуального тура.