18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Facebook наводнили объявления мошенников о продаже произведений искусства

№97
Материал из газеты

Пользователи откликаются на рекламу работ современных художников по бросовым ценам, а взамен получают грубые подделки. Однако администрация соцсети не собирается пресекать эти махинации и блокировать аккаунты, торгующие контрафактным искусством

Возможно, вы видели в своей ленте в Facebook рекламу: красивая скульп­тура авторства независимого художника продается по бросовой цене. Те, кто переходит по ссылке и покупает эту вещь, как правило, нарываются на дешевую подделку, лишь отдаленно напоминающую оригинал. В последние месяцы социальную сеть наводнили тысячи таких объявлений о продаже произведений искусства. Изображения украдены с сайтов художников, и, по данным групп, отслеживающих мошеннические схемы, стоят за этим преступные организации из Вьетнама, Китая и России.

Художники считают, что Facebook не предпринимает должных мер, чтобы пресечь эти махинации. «Соцсеть нужно привлечь к ответственности», — говорит Джей Эл Кук, художница из Флориды. Ее искусно выполненная бронзовая скульптура в виде пары гремучих змей, созданная специально для Музея пустыни Чирикауа в Родео в штате Нью-Мексико, была скопирована и выставлена на продажу в Facebook за крохотную часть от цены, по которой продается оригинал. Кое-где ее предлагали всего за $29,95. «И получите 50%-ную скидку, если купите три штуки», — усмехается Кук.

Объявления мошенников начали появляться на Facebook меньше чем через сутки после того, как Кук создала свой сайт, где можно купить ее работы. «Мне сообщили о 900 с лишним объявлениях на Facebook только о моих гремучих змеях, — говорит она. — Есть более 90 разных URL-адресов поддельных компаний, где размещены фотографии моей работы».

У художников из Лондона Андре Мастерса и Си Джей Манн похожая история. Их скульп­тура «У Икара была сестра», выпущенная ограниченным тиражом, появилась на Facebook в начале этого года, причем изображения были украдены с официального сайта. Кварцевая фигура крылатой героини украшена двумя сотнями напечатанных на 3D-принтере перьев, каждое из которых вручную обработано и прикреплено к крыльям. Эта работа продается за £50 тыс., но аферисты предлагали ее копии всего по $23.

Раньше Facebook просто банил обнаженные скульптуры Мастерса и Манн, заявляя, что «некоторым членам глобального сообщества — в силу их культурных особенностей или возраста — подобный контент может показаться оскорбительным». Теперь же алгоритм Facebook заблокировал аккаунт Манн, сочтя ее действия мошенничеством, когда художница попыталась предупредить пользователей о том, что реклама скульптуры «У Икара была сестра» ненастоящая.

«Ничего подобного не произошло бы, если бы Facebook добросовестно исполнял свои обязательства», — говорит Кук.

В июне 2021 года компания Марка Цукерберга отчиталась о самом прибыльном финансовом квартале в ее истории: доходы от рекламы выросли на 56% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года — до $28,6 млрд.

«Художникам обидно до глубины души, — говорит Мастерс. — Нам потребовалось девять лет, чтобы создать прототип оригинальной скульптуры. Столько любви и сил на нее ушло! И видеть, как твою работу используют в качестве наживки, чтобы обокрасть людей, а затем еще и получать гневные отзывы от обманутых покупателей в интернете — это все равно что видеть, как снова и снова обижают родного ребенка».

Кук более 20 лет проработала коммерческим скульптором в индустрии игрушек и подарков, сотрудничала с такими крупными компаниями, как Disney, Warner Brothers и Lucasfilm. Она опасается, что до тех пор, пока Facebook не остановит этот поток фальшивых объявлений, мошенники будут только наглеть. «Моя карьера тесно связана с авторским правом и лицензированием, — говорит она. — Змеи — первая работа, под которой стоит мое имя и на которой не было надписи „Сделано в Китае“. Это моя первая работа, на которую я могла претендовать как на свою собственную. А теперь она все равно сделана в Китае. Я бьюсь до последнего, чтобы сохранить свои права на авторство и остаться создателем этой работы. И я проигрываю».

Пресс-служба Facebook не ответила на наши запросы о комментарии. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+