18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Музей Павла и Сергея Третьяковых вскоре обоснуется в их родовом гнезде

№97
Материал из газеты

Небольшой особняк в районе Якиманки, где провели детство будущие коллекционеры искусства, сейчас отреставрирован и превращен в мемориальное пространство, организацию которого взяла на себя Государственная Третьяковская галерея

Нынешней зимой Государственная Третьяковская галерея планирует открыть двери нового отдела, о создании которого речь шла очень долго. Небольшой особняк, уцелевший от старой московской застройки, стоит в самом конце парка «Музеон» на Крымском Валу, в тени «Президент-отеля», у храма Николая Чудотворца в Голутвине. В этом здании, изначально ампирном, родились и провели детские годы братья Павел (1832–1898) и Сергей (1834–1892) Третьяковы. Позже семья переехала в соседнюю усадьбу Рябушинских — она тоже передана ГТГ и со временем станет музеем, посвященным деятельности ряда московских коллекционеров. А в первом доме уже сейчас должен открыться музей Третьяковых — после неоднократного переноса даты из-за сложной реставрации и затруднений в связи с пандемией коронавируса.

До 1970 года дом был поделен на коммунальные квартиры, потом он стоял заброшенным, окна были забиты досками. В 1992 году особняку все же был присвоен статус памятника истории и культуры регионального значения, но вопрос о его восстановлении решился далеко не сразу. В 1997-м дом основателя был передан Третьяковской галерее, однако финансирования долго не находилось. Реставрационные работы начались лишь в 2017 году и завершились в 2020-м. Последний год ушел на подключение к коммуникациям, отделку и монтаж экспозиции.

Заместитель гендиректора ГТГ по развитию новых музейных пространств Татьяна Гафар рассказала нашему изданию, что реализация проекта осуществлялась на частные пожертвования. «Основным жертвователем выступил Александр Анатольевич Тынкован, которому мы бесконечно признательны, так как без его помощи не смогли бы реализовать этот проект; также привлечены средства эндаумент-фонда и Благотворительного фонда имени Павла Михайловича Третьякова», — сказала Гафар.

Первоначально дом был одноэтажным. Его история восходит к 1790-м годам, он пережил пожар 1812 года, но окончательный облик приобрел в 1853 году. В советское время огонь уничтожил второй, деревянный этаж, после чего были заменены перекрытия, кровля и стропильные конструкции. Сейчас лишние несущие конструкции убраны, кирпичные стены отреставрированы и усилены. Это позволило не только улучшить качество пространства, но и проявить подлинность исторических стен. Перекрытия тоже были усилены, конструкции кровли отремонтированы, заменено ее покрытие.

Параллельно с работами по реконструкции здания долго прорабатывалась концепция музея Третьяковых. Основных затруднений было два. Первое связано с малым метражом здания, где всего 469 кв. м площади и узкие, с невысокими потолками комнаты. Примерно половину пространства пришлось отдать под общественные и служебные помещения. Таким образом, одновременно в музее смогут находиться не более 30–35 посетителей.

Второе затруднение связано с тем, что мемориальной обстановки не сохранилось. Нужно было придумать новый подход. Создатели концепции специально проехались по домам-музеям Англии, фактически тоже созданным на пустом месте, без имитации мемориальных помещений, и посмотрели, как там устроены экспозиции. В итоге приглянулась концепция historic house museum («музей исторического дома»), когда само здание становится одним из предметов экспонирования. Это тем более удачный выбор, если учесть, что московский особнячок является объектом охраны. Что, кстати, оказалось одной из причин, почему под ним не стали выкапывать, по столичной моде последних лет, подземный этаж площадью в несколько раз больше исторического здания.

Дополнительное ограничение состоит в том, что музейный климат здесь можно создать только на втором этаже (оборудование поместили на чердаке). А вот на первом подлинные экспонаты показывать сложно, ведь это в основном архивные материалы — фотографии, письма, документы, которые требуют частой замены по условиям сохранности. В итоге первый этаж занят мультимедийной экспозицией, а второй отдали живописи из коллекций братьев и мемориальным предметам декоративно-прикладного искусства. Упомянутые архивные материалы будут представлены в самом разнообразном и удивительном цифровом виде. При создании мультимедийных программ были использованы в том числе документы из купленного недавно в Великобритании архива Марии Павловны Боткиной, дочери основателя музея.

Несмотря на то что речь идет об историческом доме, реконструкции интерьеров XIX века на втором этаже не будет, так как нет сведений о них на то время, когда здесь жили братья Третьяковы. Музей не намерен вводить посетителей в заблуждение вымышленными интерьерами. Разве что стены покрыли обоями, восстановленными по подлинным образцам той эпохи. Тем не менее здесь вполне можно будет получить впечатление об образе жизни и деятельности Третьяковых, когда они уже стали известными в Москве и России людьми.

На втором этаже находится всего три помещения. По торцам располагаются два небольших зала, как бы кабинеты каждого из двух братьев. Кабинеты созданы на основе архивных документов и подлинных вещей (от Сергея сохранилось больше, поскольку Павел после смерти брата сделал его мемориальный кабинет в здании в Толмачах). Эти пространства в какой-то мере станут психологическими портретами хозяев.

Центром второго этажа является большой зал, где на противоположных стенах будут показаны живописные произведения из коллекций обоих братьев. Понятно, что собрание Павла представлено работами из фондов Третьяковской галереи. Эти камерные помещения — хорошая возможность продемонстрировать небольшие экспонаты, отсутствующие в постоянной экспозиции ГТГ. Сергей же собирал европейскую живопись, которая в советское время была передана из Третьяковки в ГМИИ и Эрмитаж. Ряд картин для временного экспонирования одолжит Пушкинский музей. Впрочем, экспозиция на втором этаже не будет застывшей, ее планируют периодически обновлять, чтобы показать различные аспекты коллекционирования. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+