В скором времени окончится реставрация последнего, южного фасада Казанского собора. Этот значимый многолетний проект потребовал серьезных научных исследований и сложного поиска надежных способов защиты натурального камня от воздействия агрессивной окружающей среды в центре современного мегаполиса.
Программа по спасению разрушающихся фасадов Казанского собора стартовала еще в 2011 году по заказу Министерства культуры РФ. Тогда по методике института «Спецпроектреставрация» были выполнены работы на западном и северном фасадах, а также на северном портике. В 2015 году, согласно программе Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), провели реставрацию восточной и западной колоннад с проездными арками северного фасада.
Затем на протяжении 2016–2017 годов, прежде чем перейти к следующему этапу, технологи и проектировщики наблюдали, как поведет себя в заданных обстоятельствах нанесенный защитный слой. Покрытие тонким слоем так называемой известковой накрывки показало положительный результат.
После наблюдений специалисты приступили к восточному фасаду, где в числе прочего был отреставрирован расположенный над апсидой барельеф из известняка на библейский сюжет «Вход Господень в Иерусалим» скульптора Жан-Доминика Рашетта. Завершающим этапом стала реставрация южного фасада.
Проблема сохранения фасадов Казанского собора возникла практически с момента его постройки, более 200 лет назад. Пудостский (устаревшее — пудожский) камень, которым облицован собор и из которого вырублены его колонны, имеет крупнозернистую и пористую структуру; под влиянием солнца и ветра он быстро буреет и крошится. Это еще в начале строительства отметил архитектор Андрей Воронихин (1759–1814), и тогда же им было принято решение затереть всю поверхность камня тонким слоем рижского алебастра. А чтобы избежать появления на поверхности пятен разных оттенков, фасад окрасили известковой краской под основной цвет натурального камня.
В середине XX века под руководством архитектора Александра Гессена проводились научно-исследовательские работы для уточнения способа укрепления пудостского туфа. В результате многолетних испытаний исследователи пришли к выводу, что самым щадящим, естественным способом защиты следует считать известь. Однако во второй половине прошлого века реставраторы пытались использовать для воссоздания утраченных элементов цемент, поверхность стен и колонны покрывали перхлорвиниловой шпаклевкой, фасад и колоннады окрашивали синтетической краской.
К сожалению, все эти меры не спасли камень от разрушения. С конца XX века фасады и колонны собора покрылись черной коркой, образовавшейся под воздействием выхлопных газов. Многие градозащитники считали, что эту черную корку нельзя трогать, и когда специалисты начали ее снимать, поднялась волна общественных протестов против неправильного, с точки зрения активистов, подхода к реставрации фасадов. Но, как полагают реставраторы, именно черная корка приводит к необратимому разрушению мягкого пористого туфа.
По мнению Алексея Петрова, заместителя руководителя проекта ООО «ПСБ „Жилстрой“», подрядчика работ, удаление всех загрязнений с поверхности камня, в том числе снятие черной корки, — важный этап в деле сохранения здания. «Основная проблема при реставрации таких уникальных объектов культурного наследия, как Казанский собор, — это капризный и переменчивый петербургский климат и сложный по своей структуре камень, — рассказал Алексей Петров нашему изданию. — Мы выполнили послойную расчистку поверхности от загрязнений, биопоражений, предыдущих покрасок, удалили поздние цементные вставки».
Для защиты камня от агрессивной окружающей среды и возвращения фасадам исторического цвета специалисты использовали известковую накрывку. Она не губит камень, а дает ему дышать. Цвет накрывки был выбран наиболее приближенным к одному из естественных тонов.
Строительные леса снимут в ближайшее время. Всего за 2015–2021 годы из бюджета Санкт-Петербурга на реставрацию Казанского собора было выделено 291 млн руб.