В Главном штабе Государственного Эрмитажа открылась выставка «Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания фонда Still Art». Экспозиция посвящена развитию fashion-фотографии во второй половине XX — XXI веке и включает более 80 авторских отпечатков: Ричарда Аведона, Эрвина Блюменфельда, Ги Бурдена, Хельмута Ньютона, Ирвина Пенна, Хорста П. Хорста и других.
«Выставка в Эрмитаже покажет гостям музея работы более 30 авторов, и я надеюсь, что этот проект раскроет еще одну страницу из истории фотографии в России, вызовет искренний интерес у посетителей музея и даст новый импульс исследованию и развитию модной фотографии», — рассказывает основательница фонда Still Art Елена Карисалова.
Над концепцией выставки работали Дмитрий Озерков, глава отдела современного искусства «Эрмитаж 20/21», и куратор коллекции фонда Still Art Наталья Григорьева-Литвинская. Экспозиция выстроена как путешествие во времени, остановка напротив каждого отпечатка погружает в послевоенную Европу или Америку с 1940-х годов до современности. «Что мы хотим оставить потомкам?» — главный вопрос кураторов. Черно-белые снимки американского фотографа Херба Ритца со звездами Голливуда или работы немца Эрвина Блюменфельда и американца Ирвина Пенна, выполненные для обложек Vogue, говорят о вечной классике — высоком вкусе, стиле и красоте. «Мне внезапно показалось, что эта коллекция достойна стать лучшим свидетельством о нашей современности, символом антропоцена. Так возникла идея выставки — капсула в космосе, парящая в разреженном пространстве будущего. А на ее стенах — легендарные отпечатки», — комментирует Дмитрий Озерков.
Космический замысел кураторов осуществила дизайнерская компания Faro Design Studio. Зритель попадает в пространство, напоминающее орбитальную станцию с подсвеченными иллюминаторами, будто из фильма Андрея Тарковского «Солярис». Стены наклонены таким образом, что фотоотпечатки не бликуют. Еще один удачный экспозиционный прием — направление света, который не падает напрямую на работы, а образует световое поле вокруг.
На входе зрителей встречает «Танец» французского фотографа Жерара Рансинана по мотивам одноименного панно Анри Матисса. «Работа Жерара Рансинана отсылает к знаменитому «Танцу»: оригинал картины находится тут же, в Главном штабе, этажом выше. Со стены, где висит работа Матисса, мы взяли пробу, чтобы в точно такой же цвет выкрасить стену для фотографического отпечатка. Движение танца задаёт ритмическое круговое вращение для всей выставки», — поясняет Озерков.
Еще одним кураторским акцентом стал образ обнаженной, спускающейся по лестнице, запечатленный американским фотографом Гьоном Мили. Снимок одновременно отсылает к картине Марселя Дюшана 1912 года и фотореалистической живописи Герхарда Рихтера «Эмма. Обнаженная на лестнице». Визуальные рифмы подчеркиваются группами из цветных и черно-белых работ Артура Элгорта и Патрика Демаршелье с Ги Бурденом. Отдельные блоки экспозиции посвящены модным журналам — Vogue и Harper’s Bazaar, для которых снимали классики fashion-фотографии, в том числе Аведон, Блюменфельд и Хорст.
Самый ранний авторский отпечаток на выставке — «Корсет Mainbocher». Черно-белый снимок модели в туго затянутом корсете сделан германо-американским фотографом Хорстом П. Хорстом в 1939 году. В зале представлены и знаковые для истории фотографии снимки американского классика Ричарда Аведона, в том числе прославленная «Довима со слонами» 1955 года — модель в черном платье Dior стоит в окружении цирковых слонов.
Кураторы по всему миру, в том числе Дмитрий Озерков и Наталья Григорьева-Литвинская, сегодня рассматривают модную фотографию в контексте современного искусства. Наследие фотографов моды рассказывает, как менялся образ женщины на протяжении ХХ столетия, что также подчеркивает выставка в Главном штабе.
«Fashion-фотография — это не только эстетика и впечатляющие образы, в ней есть и будет развитие места женщины в обществе. Выставленные авторские отпечатки fashion-фотографии показывают, как воспринималась женщина с 1930-х годов по сегодняшний день. Как ее видело или хотело видеть большинство в каждый конкретный временной период», — рассказывает Наталья Григорьева-Литвинская. Именно поэтому акцент в проекте сделан на истории модной фотографии, которая запечатлела эти изменения.
Сексуальная революция и феминистское движение 1970-х годов раскрепостили женщин и изменили модную индустрию. На выставке работы Уильяма Кляйна и Хельмута Ньютона отражают новый, эмансипированный, независимый образ женщины. Кляйн начинает снимать моделей не только в студии, но и в городской среде на 35-миллиметровую пленку. Фотограф самоучка Мелвин Соколски помещает своих героинь в прозрачные шары, которые буквально парят над водой в «Пузыре над Сеной».
Наиболее провокационные и смелые образы на выставке принадлежат Хельмуту Ньютону, сумевшему передать бунтарский дух 1970-х годов. Центральной работой в экспозиции стал его снимок британской актрисы Шарлотты Рэмплинг, сделанный в редком для фотографа большом формате 60 на 90. Обнаженная девушка в вызывающей позе сидит на письменном столе в роскошном кабинете. Снимок был сделан в отеле Nord Pinus № 2 в 1973 году.
Модели окончательно утвердились в статусе звезд в конце 1980-х. На выставке можно увидеть ослепительных Синди Кроуфорд, Клаудию Шиффер, Наоми Кэмпбелл на снимках Патрика Демаршелье, а также Кейт Мосс у Артура Элгорта и Наталью Водянову у Паоло Роверси. И в этой части тоже можно наблюдать, как трансформировались представления об идеале женской красоты: от классических параметров 90-60-90 до моделей, не вписывающихся в эти рамки, но от этого не менее прекрасных. Как, например, Девон Аоки, запечатленная Ником Найтом в футуристическом платье Александра Маккуина.
Государственный Эрмитаж
«Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания фонда Still Art»
До 17 апреля 2022 года