18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж показывает классику fashion-фотографии из коллекции фонда Still Art

Ги Бурден. Снимок для каталога Шарля Журдана. 1977. Фото: The Guy Bourdin Estate 2021/Courtesy of Louise Alexander Gallery
Ги Бурден. Снимок для каталога Шарля Журдана. 1977.
Фото: The Guy Bourdin Estate 2021/Courtesy of Louise Alexander Gallery

На выставке «Красота и стиль. История модной фотографии» через знаменитые снимки культовых фотографов можно увидеть, как менялись представления об идеале женской красоты с 1930-х годов и до нашего времени

В Главном штабе Государственного Эрмитажа открылась выставка «Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания фонда Still Art». Экспозиция посвящена развитию fashion-фотографии во второй половине XX — XXI веке и включает более 80 авторских отпечатков: Ричарда Аведона, Эрвина Блюменфельда, Ги Бурдена, Хельмута Ньютона, Ирвина Пенна, Хорста П. Хорста и других.

«Выставка в Эрмитаже покажет гостям музея работы более 30 авторов, и я надеюсь, что этот проект раскроет еще одну страницу из истории фотографии в России, вызовет искренний интерес у посетителей музея и даст новый импульс исследованию и развитию модной фотографии», — рассказывает основательница фонда Still Art Елена Карисалова.

Над концепцией выставки работали Дмитрий Озерков, глава отдела современного искусства «Эрмитаж 20/21», и куратор коллекции фонда Still Art Наталья Григорьева-Литвинская. Экспозиция выстроена как путешествие во времени, остановка напротив каждого отпечатка погружает в послевоенную Европу или Америку с 1940-х годов до современности. «Что мы хотим оставить потомкам?» — главный вопрос кураторов. Черно-белые снимки американского фотографа Херба Ритца со звездами Голливуда или работы немца Эрвина Блюменфельда и американца Ирвина Пенна, выполненные для обложек Vogue, говорят о вечной классике — высоком вкусе, стиле и красоте. «Мне внезапно показалось, что эта коллекция достойна стать лучшим свидетельством о нашей современности, символом антропоцена. Так возникла идея выставки — капсула в космосе, парящая в разреженном пространстве будущего. А на ее стенах — легендарные отпечатки», — комментирует Дмитрий Озерков.

Фрагмент экспозиции. Фото: Фонд Still Art
Фрагмент экспозиции.
Фото: Фонд Still Art

Космический замысел кураторов осуществила дизайнерская компания Faro Design Studio. Зритель попадает в пространство, напоминающее орбитальную станцию с подсвеченными иллюминаторами, будто из фильма Андрея Тарковского «Солярис». Стены наклонены таким образом, что фотоотпечатки не бликуют. Еще один удачный экспозиционный прием — направление света, который не падает напрямую на работы, а образует световое поле вокруг.

На входе зрителей встречает «Танец» французского фотографа Жерара Рансинана по мотивам одноименного панно Анри Матисса. «Работа Жерара Рансинана отсылает к знаменитому «Танцу»: оригинал картины находится тут же, в Главном штабе, этажом выше. Со стены, где висит работа Матисса, мы взяли пробу, чтобы в точно такой же цвет выкрасить стену для фотографического отпечатка. Движение танца задаёт ритмическое круговое вращение для всей выставки», — поясняет Озерков.

Еще одним кураторским акцентом стал образ обнаженной, спускающейся по лестнице, запечатленный американским фотографом Гьоном Мили. Снимок одновременно отсылает к картине Марселя Дюшана 1912 года и фотореалистической живописи Герхарда Рихтера «Эмма. Обнаженная на лестнице». Визуальные рифмы подчеркиваются группами из цветных и черно-белых работ Артура Элгорта и Патрика Демаршелье с Ги Бурденом. Отдельные блоки экспозиции посвящены модным журналам — Vogue и Harper’s Bazaar, для которых снимали классики fashion-фотографии, в том числе Аведон, Блюменфельд и Хорст.

Самый ранний авторский отпечаток на выставке — «Корсет Mainbocher». Черно-белый снимок модели в туго затянутом корсете сделан германо-американским фотографом Хорстом П. Хорстом в 1939 году. В зале представлены и знаковые для истории фотографии снимки американского классика Ричарда Аведона, в том числе прославленная «Довима со слонами» 1955 года — модель в черном платье Dior стоит в окружении цирковых слонов.

Майлз Олдридж. «Безумно богатые азиаты №1». 2013. Фото: Miles Aldridge/Courtesy of Christophe Guye Galerie
Майлз Олдридж. «Безумно богатые азиаты №1». 2013.
Фото: Miles Aldridge/Courtesy of Christophe Guye Galerie

Кураторы по всему миру, в том числе Дмитрий Озерков и Наталья Григорьева-Литвинская, сегодня рассматривают модную фотографию в контексте современного искусства. Наследие фотографов моды рассказывает, как менялся образ женщины на протяжении ХХ столетия, что также подчеркивает выставка в Главном штабе.

«Fashion-фотография — это не только эстетика и впечатляющие образы, в ней есть и будет развитие места женщины в обществе. Выставленные авторские отпечатки fashion-фотографии показывают, как воспринималась женщина с 1930-х годов по сегодняшний день. Как ее видело или хотело видеть большинство в каждый конкретный временной период», — рассказывает Наталья Григорьева-Литвинская. Именно поэтому акцент в проекте сделан на истории модной фотографии, которая запечатлела эти изменения.

Сексуальная революция и феминистское движение 1970-х годов раскрепостили женщин и изменили модную индустрию. На выставке работы Уильяма Кляйна и Хельмута Ньютона отражают новый, эмансипированный, независимый образ женщины. Кляйн начинает снимать моделей не только в студии, но и в городской среде на 35-миллиметровую пленку. Фотограф самоучка Мелвин Соколски помещает своих героинь в прозрачные шары, которые буквально парят над водой в «Пузыре над Сеной».

Фрагмент экспозиции. Фото: Фонд Still Art
Фрагмент экспозиции.
Фото: Фонд Still Art

Наиболее провокационные и смелые образы на выставке принадлежат Хельмуту Ньютону, сумевшему передать бунтарский дух 1970-х годов. Центральной работой в экспозиции стал его снимок британской актрисы Шарлотты Рэмплинг, сделанный в редком для фотографа большом формате 60 на 90. Обнаженная девушка в вызывающей позе сидит на письменном столе в роскошном кабинете. Снимок был сделан в отеле Nord Pinus № 2 в 1973 году.

Модели окончательно утвердились в статусе звезд в конце 1980-х. На выставке можно увидеть ослепительных Синди Кроуфорд, Клаудию Шиффер, Наоми Кэмпбелл на снимках Патрика Демаршелье, а также Кейт Мосс у Артура Элгорта и Наталью Водянову у Паоло Роверси. И в этой части тоже можно наблюдать, как трансформировались представления об идеале женской красоты: от классических параметров 90-60-90 до моделей, не вписывающихся в эти рамки, но от этого не менее прекрасных. Как, например, Девон Аоки, запечатленная Ником Найтом в футуристическом платье Александра Маккуина.

Государственный Эрмитаж
«Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания фонда Still Art»
До 17 апреля 2022 года

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+