18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из 30-тысячного наследия Анатолия Зверева отобрали лучшее

№97
Материал из газеты

В честь 90-летия Анатолия Зверева Музей AZ представляет выставку «Я люблю Зверева. Шедевры московских коллекций», где показывает лучшие образцы творчества легендарного нонконформиста как из собственной коллекции, так и из других частных собраний

Только что Анатолию Звереву, одинокому гению-самоучке, исполнилось 90 лет. И хотя его земной путь остановился на 55, художнику не подходит прошедшее время. Его жизнь давно и прочно упакована в легенды. Сейчас не важно, называл ли он себя учеником Леонардо, а всех знакомых дам — «старухами», расплачивался ли в такси дубленкой коллекционера Георгия Костаки, который поддерживал художника. Мифы стали частью наследия Зверева, материальная часть которого оценивается в 30 тыс. (!) произведений. Это наследие по большей части разобрано музеями и коллекционерами — от ранних автопортретов до поздних абстракций, от рисунков 1960-х годов к сказкам Андерсена до размышлений в живописи 1980-х на темы «Дон Кихота» Сервантеса. Здесь уместно вспомнить, что в 1956 году в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA) состоялась выставка «Недавние приобретения из Европы». Гуашь Зверева «Яблоки» (1955) попала в Большое яблоко. И в какой компании — Бранкузи, Бэкон, Дюбюффе, Кокошка, Матисс, Моне, Пикассо, Ренуар, Сутин! На следующий год — выставка новых поступлений рисунков. В аналогичной звездной компании — зверевский рисунок чернилами «Голова ребенка». В каталоге отдельно указано, что гуашь молодого русского художника уже была показана в MoMA.

В проекте Музея AZ собрано 140 картин и рисунков из шести коллекций: Сергея Александрова, Давида Гольдферта, Марка Курцера, Игоря Маркина, Наталии Опалевой, Андрея Тимохина. Большинство произведений ранее не выставлялось. «Из многочисленных московских коллекций работ Анатолия Зверева для новой выставки мы выбрали несколько собраний, на наш взгляд наиболее интересных и значимых, — рассказала Полина Лобачевская, куратор выставки и арт-директор Музея AZ. — Мы познакомим зрителей с картинами из коллекции бизнесмена Давида Гольдферта, в которой находятся удивительные произведения раннего Зверева (куратор коллекции Виктория Ступина); представим картины из собрания врача Марка Курцера, бизнесмена Сергея Александрова, директора музея современного искусства ART4 Игоря Маркина, который приобрел у наследника первооткрывателя Зверева Александра Румнева феноменальную серию иллюстраций молодого художника к петербургским повестям Гоголя; покажем работы из собрания Наталии Опалевой — основателя и владелицы Музея AZ».

Создание выставочного проекта — это прежде всего отбор, особенно когда имеешь дело с таким плодовитым мастером, как Анатолий Зверев. Когда речь зашла о том, чтобы объединиться по случаю 90-летия художника, все коллекционеры радостно откликнулись и произнесли самые лучшие на свете слова: «Я люблю Зверева».

Выставку сопровождает одноименный фильм режиссера и сценариста Елены Лобачевской, созданный специально для Музея AZ.

Музей AZ
«Я люблю Зверева»
До 4 мая 2022

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+