18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Краснодеревщик французских королей и мечта коллекционера

№97
Материал из газеты

Вышел завершающий том богато иллюстрированного издания, посвященного работам великого мебельного мастера Жан-Анри Ризенера. В новой книге рассказывается об увлечении его шедеврами, охватившем британских, а позже и американских коллекционеров

Монументальный пятилетний труд завершается томом, который содержит описание предметов мебели королевского краснодеревщика Жан-Анри Ризенера (1734–1806) из трех крупных британских коллекций: Собрания Уоллеса, поместья Уоддесдон и Королевской коллекции. В них хранятся великолепнейшие образцы работ Ризенера, превосходят которые только те его вещи, что рассеяны по французским музеям (Версаль, Компьень, Лувр, Фонтенбло, Шантийи).

Материал в книге преподнесен необычно: основное внимание уделено не истории создания предметов, которая хорошо известна благодаря прежним каталогам, а мебели как таковой. Исследуются техника изготовления, древесина, особенности украшения.

Впрочем, подход этот не так уж нов. Он встречался в качестве эксперимента и в каталоге «Мюнхенская резиденция» с фотографиями ящиков и каркасов мебели из бывшего дворца баварских правителей, и в первом томе каталога Музея Гетти, где значительное место уделено сообщениям реставраторов, мнение которых порой противоречит взглядам искусствоведов. За последние два десятилетия именно реставраторы внесли значительный вклад в исследование мебели, что связано с развитием научного инструментария: дендрохронологии, методов точной идентификации экзотической древесины, анализа минеральных красителей и так далее. Выросло поколение реставраторов, обладающих научной уверенностью и соперничающих с историками искусства.

Но ценность этой книги не ограничивается техническими исследованиями — ее авторы стремились прояснить и текущее состояние знаний о Ризенере. Хотя глава, посвященная его биографии, вряд ли содержит новые сведения (ключевые документы уже были опубликованы в работах Франсуа де Сальверта и Пьера Верле), Кристиан Болез прояснил некоторые обстоятельства, связанные с семьей мастера. Его единственный сын Анри-Франсуа предпочел стать художником, а не наследовать мастерскую отца-краснодеревщика. А одна из четырех падчериц от первого брака впоследствии стала матерью живописца Эжена Делакруа.

Кроме того, Болез развеивает старый миф о том, что дело Ризенера погубила Великая французская революция. На самом деле за счет продаж собственности эмигрантов и приговоренных к смерти их многочисленные кредиторы, включая прославленного мебельщика, могли получить свои деньги обратно. У Ризенера появились наличные средства, которые он, опасаясь инфляции, быстро вложил в недвижимость. Именно это превращение из ремесленника в рантье положило конец деятельности великого мастера. Ризенер перебрался в центр Парижа, где поселился на улице Сент-Оноре вместе со второй женой Мари-Анной-Шарлоттой Грезель, с которой развелся незадолго до своей смерти в 1806 году.

Во втором разделе книги, посвященном британским и американским коллекционерам, Руфус Берд рассматривает мебельные приобретения короля Георга IV в историческом контексте. Оказывается, до 1817 года в Британии имя Ризенера было неизвестно. Поскольку британские клиенты 1780-х годов, очевидно, не общались напрямую с мастером, работавшим для двора и по заказам самых именитых аристократов, предметы мебели его авторства приобретались ими через крупных торговцев. Хелен Джейкобсен исследует судьбу мебели Ризенера на британских рынках XIX века. Аналогично тому, как Эженом Виолле-ле-Дюком был создан «улучшенный» средневековый стиль, появился и «улучшенный Ризенер». Например, на Всемирной выставке 1867 года в Париже копии, сделанные Грое, считались технически превосходящими оригинальные предметы мебели Ризенера и украшавшие их бронзовые детали работы Пьера Гутьера. В 1880-х, как рассказывает Ульрих Лебен, крупными предметами мебели Ризенера с королевским провенансом в Британии интересовался Фердинанд де Ротшильд. Ценители из нового поколения коллекционеров появились и за океаном.

Наряду с необходимостью выявить характерные черты не поддающегося определению стиля Ризенера, пока остаются без ответа и другие вопросы. Например, как была организована работа в его мастерской? Что стало с предметами ореховой мебели, которую Ризенер поставлял в королевское хранилище? Остается вопрос и о субподрядчиках, то есть мебельщиках района Фобур-Сент-Антуан, к которым обращался мастер при выполнении монарших заказов. Но пока не составлен всеобъемлющий каталог его работ, значение первой серьезной монографии о Ризенере трудно переоценить.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+