18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Голландская лихорадка охватила подмосковные музеи

№97
Материал из газеты

Серпуховский историко-художественный музей показывает живопись Нидерландов XVII века из 11 музеев и частных собраний, в том числе из известной коллекции Константина Мауергауза. Куратором выставки выступил эксперт из Пушкинского музея Вадим Садков

Новый проект серпуховского музея «Образ и смысл. Голландская живопись XVII века из музеев и частных собраний России» многое роднит с выставкой «Младшие Брейгели и их эпоха», которая с успехом прошла в музее «Новый Иерусалим»: во-первых, общий куратор — завотделом искусства старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, профессор, доктор наук Вадим Садков; во-вторых, жанровое разнообразие (портрет, натюрморт, архитектурный интерьер, пейзаж, морской пейзаж); в-третьих, коллекционер Константин Мауергауз, который снова, как и в случае с «Новым Иерусалимом», любезно предоставил работы из личного собрания.

Впрочем, не только он, а еще известный собиратель Максим Кочеров, а также 11 государственных художественных музеев: краснодарский, нижегородский, рязанский, ульяновский, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Курская картинная галерея, музеи в усадьбах Архангельское, Кусково, Останкино и другие. Всего на выставку собрали 80 произведений. И то, что со всеми удалось договориться и все они прислали работы не на громкое столичное шоу, а в подмосковный Серпухов, — серьезное достижение музейного менеджмента, энергичного молодого директора Жанны Алейниковой и авторитетного куратора.

По словам Вадима Садкова, посещая музеи в российских регионах, он не раз встречал великолепные образцы нидерландской живописи XVII века. «Но, чтобы из жемчужин получилось ожерелье, их надо собрать в одном месте». Именно это сделали в Серпухове. Более того, сам музей обладает великолепной коллекцией западноевропейского искусства XVI–XVIII веков, которую в 1893 году основательница музея купчиха Анна Мараева (1845–1928) приобрела у камергера Юрия Мерлина (1836/1837 — до 1912). И выставка позволила эту часть музейного фонда актуализировать. «Уличный лекарь» (1654) Яна Викторса, «Ученый в кабинете» («Меланхолия») Изака де Яудервилле, «Десерт» (конец XVII в.) Давида Корнелиса де Хема и другие полотна зазвучали весомее, помещенные в исторический контекст.

Старых мастеров дополнили современными кунштюками: саунд-инсталляцией художника Ая Ае, ольфакторной и тактильной программами. Познакомиться с голландской культурой можно визуально, тактильно, через звуки и запахи. Как заявлено в пресс-релизе, «впервые за четверть века отечественной выставочной практики зритель увидит глобальный обзор художественной жизни Нидерландов от XVII столетия до современности».

Что касается непосредственно живописи, то по ней можно составить представление о том, как 400 лет назад жители Нидерландов торговали, воевали, строили города, отмечали праздники и путешествовали, во что одевались, чем обставляли дома и многое другое. Нидерландская живопись XVII века хороша тем, что, являя пример реализма, полна символических смыслов. Каждый фрукт в натюрморте, невинная бабочка над цветами, сами цветы, не говоря уже о, например, обезьянках, — все что-нибудь да значит. Обычно таким образом художники намекали на людские пороки: легкомыслие, тщеславие, похоть. Расшифровывать живописные шарады — тихая радость для пытливых умов.

Параллельно выставке в музее развернута обширная культурная программа: лекции, тематические экскурсии, мастер-классы для детей и взрослых, концерты, кинопоказы, новогодняя елка.

Выставку приветствовал посол Нидерландов Хиллес Бесхоор Плух: «Я убежден в ценности культурного сотрудничества… оно является тем мостом, который мы будем сохранять в любых обстоятельствах».

Экспозиционный дизайн стоил 9,7 млн руб., что, опять же, для регионального музея весомая сумма. В последние годы подмосковное министерство культуры не жалеет денег на художественные выставки.

Ну а некоторая преемственность тематики с недавним показом в музее «Новый Иерусалим» делу не помеха. Один музей формирует художественную ситуацию на юге Подмосковья, другой — на западе. От Серпухова до Истры 170 км — находись эти музеи где-нибудь в Западной Европе, они могли бы принадлежать разным государствам.

Серпуховский историко-художественный музей
«Образ и смысл. Голландская живопись XVII века из музеев и частных собраний России»
До 10 апреля 2022

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+