18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новая природа, или Погружение в матрицу: выставка Recycle Group в Москве

На «Винзаводе» открылась грандиозная выставка арт-дуэта Recycle Group под названием New Nature. Она исследует тему трансформации форм коммуникации в современном мире, возможностей цифрового бессмертия и границ реального и виртуального мира

Выставка работ художественного тандема Recycle Group под названием New Nature («Новая природа»), летом этого года представленная в петербургском Манеже, добралась до Москвы, причем по дороге была дополнена ранее не экспонировавшимися произведениями. Соорганизаторами московского проекта выступили Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург), Центр современного искусства «Винзавод» и галерея «Триумф».

Куратору галереи «Триумф» Полине Могилиной удалось «пересобрать» проект, так что получилась, по сути, первая ретроспектива арт-группы, да еще и идеально вписать ее в три выставочные площадки «Винзавода»: Цех красного, Цех белого и Большое винохранилище.

ДОСЬЕ
Recycle Group

Арт-группа, состоящая из Андрея Блохина (родился в 1987 году в Краснодаре) и Георгия Кузнецова (родился в 1985 году в Ставрополе), создана в 2005 году в Краснодаре. С 2008 года участвует в различных выставках по всему миру, включая Великобританию, Италию, США и Францию. Лауреаты Премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года» (2010). Участники Венецианской биеннале современного искусства: в 2015 году проект Conversion вошел в официальную программу биеннале, в 2017 году Recycle Group представляла Россию в национальном павильоне.

Еще…

Главная тема New Nature — новая природа человечества, которая формируется буквально на наших глазах под влиянием четвертой технологической революции и массового внедрения информационных технологий и искусственного интеллекта. «Связь человека с машиной является ключевым элементом в развитии цивилизации в наши дни, и именно сейчас закладывается философия для нее. Каждый из нас наполняет своими данными новый мир практически каждый день и почти вся эта информация сохранена и является ценностью», — цитируют организаторы проекта самих художников в пресс-релизе. По совпадению или по мудрому замыслу устроителей выставки ее открытие точно совпало с выходом в российский прокат фильма «Матрица. Воскрешение» Ланы Вачовски, четвертой части знаменитой франшизы, раз за разом убеждающей нас в том, что вся окружающая жизнь может оказаться лишь искусной симуляцией, созданной искусственным интеллектом, чтобы питаться энергией человеческих тел.

В некоторой степени выставка «ресайклов» ставит перед зрителем тот же вопрос: не окажется ли, что нейросети, машинное обучение, big data и так далее — это по сути путь к виртуальной реальности, где возможны новая форма жизни и долгожданное бессмертие, но останется ли там место живому общению и всему тому, что мы так ценим в мире материальном? «Сегодня перед нами даже не встает вопрос об этом: мы уже существуем в условиях смешанной реальности, не разделяя свою жизнь на реальную и виртуальную. Совершая ежедневное обновление и дополнение своего цифрового аватара, человек неосознанно вступает на путь создания собственной виртуальной копии», — говорит куратор Полина Могилина. Особенно актуально эти вопросы звучат на фоне пандемии, когда реальная коммуникация затруднена из-за опасности заражения, а виртуальная становится все более токсичной и утомительной. Вполне в духе времени сами художники по разным причинам не смогли лично присутствовать на вернисаже и участвовали в формате роботов — экранов на колесиках, с помощью которых они могли передвигаться по экспозиции и общаться с гостями.

Выставка начинается на минус первом этаже 14-го корпуса «Винзавода», в Цехе красного, где представлены работы из цикла «Археология будущего» — как если бы через тысячу лет в результате раскопок был бы обнаружен культурный слой нашей эпохи. По версии художников, к числу артефактов эры интернета второго поколения (web 2.0) относятся разнообразные монументы соцсетям, архитектурные формы из гофрированных труб и скульптура из пластиковой сетки. Художники перерабатывают образы из истории искусства, адаптируя их к современным реалиям, но бросается в глазах сознательное снижение интонации. Классические формы, будь то рельефы древнеримских саркофагов, или эллинистические фризы, изображающие битвы людей с титанами и кентаврами, или перспективные порталы готических храмов, воплощены в самых дешевых современных материалах — пластике и полиуретане, а скульптурные сцены с саркофагов и средневековые надгробия перенесены на мусорные баки. Видимо, это и есть более актуальный образ того, куда все мы рано или поздно отправимся… Само пространство с его эффектными сводчатыми потолками как нельзя лучше подходит для экспонирования «Клуатра», монастырского дворика готических форм, элементы которого созданы из проводов. Таким образом все пространство превращается в храм новой коммуникации и цифровой культуры, где в качестве реликвий — объекты, в которых угадываются логотипы и иконки социальных сетей.

Цех белого с его стерильным пространством и открытой конструкцией потолка, обнажающей фермы и коммуникации, стал отличной средой для исследования темы взаимодействия человека и искусственного интеллекта, особенностей компьютерного зрения и того, как машина воспринимает человека. Художники предлагают зрителю поставить себя на место машины, предоставив ему возможность почувствовать, как программа анализирует и считывает информацию об окружающем мире (объекты «Ноль», «Нулевой слой», «Нулевой остров», «Ответы системы»). Очень зрелищно, но не всегда понятно. Одна из мультимедийных инсталляций, «Вероятность», устроена как аттракцион для посетителей — это алгоритм предсказания на основе нейросети из открытых источников. Всем желающим предлагается загрузить туда собственные фотографии или открыть доступ к аккаунту в соцсетях и через пару минут «узнать будущее». Есть два сценария — хороший и плохой, посмотреть который каждый может в закрытой комнате, один на один с искусственным интеллектом. Я встала в ту очередь, что покороче — за негативным сценарием, и в нарушение всех современных рекомендаций по кибербезопасности загрузила в специальное приложение несколько собственных фотографий. На выходе получилось жутковатое видео без конкретных прогнозов, но довольно устрашающее, в духе «матрица поглотит тебя».

Последний зал, Большое винохранилище, полностью отдан под тотальную инсталляцию с «Лесом истекших ссылок» с черными «нефтяными» стволами и цветной подсветкой, «Садом расходящихся камней» и другими произведениями, созданными на стыке материального и виртуального. Это искусство будущего, и оно так или иначе должно отрефлексировать бесконечные потоки информации, с которой мы имеем дело каждый день. Представленные здесь работы раскрываются в полную силу лишь с применением дополненной реальности — с помощью специальных девайсов и приложений.

Важной частью проекта New Nature стала параллельная образовательная программа. В формате лекций и публичных дискуссий ученые, исследователи, дата-журналисты, философы, художники и представители технологичных и технологических компаний поговорят об искусственном интеллекте, этике использования больших данных и будущем приватности в цифровом мире.

ЦСИ «Винзавод»
Recycle Group. New Nature
До 13 марта 2022

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+