Выставка Михаила Максимова «Абортивная археология/Бережная археология» не первая для Фонда искусства «Голубицкое», резидентом которого художник был этим летом. Фонд начал работу на Таманском полуострове в июле 2020 года, развив главные принципы деятельности Центра современного искусства «Заря», базирующегося во Владивостоке, — это поддержка российского современного искусства в международном контексте в общем и работа с местным художественным контекстом в частности. Обе инициативы — плод меценатской деятельности Александра Мечетина, коллекционера, основателя и совладельца крупнейшей российской алкогольной компании Beluga Group. Как рассказывает главный куратор фонда Алиса Багдонайте, основными причинами перемещения команды на юг стали усилившаяся конкуренция (во Владивостоке теперь работает филиал Государственной Третьяковской галереи, получили статус федеральных и соответствующие бюджеты Музей истории Дальнего Востока им. В.К.Арсеньева и новый Государственный музей-заповедник «Владивостокская крепость») и географическое расположение (Тамань ближе к столице, да и климат здесь мягче).
Фонду досталось уже готовое здание в окружении виноградников рядом с параллелепипедом винодельни на Голубицкой стрелке — это узкая полоска суши между Азовским морем и Ахтанизовским лиманом. Путем, казалось бы, незначительных изменений здания в стиле нью-ренессанс приобрели спокойный благородный облик. Окружающие пейзажи — одна из сильнейших сторон места, поэтому уже сейчас разрабатывается концепция ландшафтного парка, причем с учетом местных погодных особенностей. Тут бывают сильнейшие ветра, и это испытали на себе объекты выставки на открытом воздухе «Уместное искусство», которая проходила под кураторством Андрея Ерофеева.
К марту 2022 года будет завершена реконструкция павильона для проживания и работы художников по программе арт-резиденций, которую фонд ведет здесь. «По сути, единственное требование к резиденту, — говорит Алиса Багдонайте, — работа с местным контекстом. Этому мы научились во Владивостоке — делать связку с территорией, настраиваться на пространство. На Таманском полуострове жили греки, меоты, скифы, гунны и другие народы, однако обстоятельства сложились так, что археология осталась единственной связью реальности и всей этой богатой истории».
Археология — действительно актуальная и болезненная тема для Тамани. Ежегодно здесь ведут раскопки экспедиции Государственного исторического музея и Института археологии РАН. Одновременно процветают нелегальные «черные копатели», ведь земля набита древностями — от античных до скифских. Еще одна проблема: экспедиции увозят находки в столицы, а местные музеи (ближе всего к «Голубицкому» станица Тамань и город Анапа), лишенные технической и финансовой возможности организовать хранение чего-то драгоценного, вынуждены строить экспозиции на копиях. Но главное, о чем размышляет на выставке Михаил Максимов, — это то, что археологи, ведя раскопки, послойно фиксируя находки в виде чертежей и фотографий и суммируя их в виде научных статей, разрушают, исчерпывают памятник, ресурс которого оказывается конечен.
Выпускник Московской школы фотографии и мультимедиа им. А.Родченко. Победитель фестиваля ультракороткого фильма ESF (2012), Международного каннского видеофестиваля (2015) в номинации Best Russian Short, кинофестиваля «Дух огня» (2018) — приз «Золотая тайга». Участник биеннале Manifesta 10, кинофестиваля в Локарно (2018), Рижской биеннале (2020) и Венецианской архитектурной биеннале (2021). Среди проектов художника — персональные выставки «Непрерывный ответ» (Музей Вадима Сидура, Москва, 2021) и «Экстракция человечности» (ЦТИ «Фабрика», Москва, 2018). Живет и работает в Москве.
Главным побудительным мотивом для Михаила Максимова стала печальная история обнаружения так называемого склепа Геракла в Анапе, которая стоит на месте древнего поселения Горгиппия. В 1975 году во время рытья котлована под строительство 12-этажки был найден прямоугольный склеп, перекрытый сводом, с тремя саркофагами внутри. Саркофаги были уже ограблены, однако на стенах внутри гробницы обнаружилась уникальная роспись на тему подвигов Геракла, датированная первой половиной III века. Из-за нарушения естественно сложившегося дренажа вокруг склепа он стал стремительно отсыревать, и к тому моменту, как блоки с росписями разобрали и извлекли на поверхность, изображения скрылись под слоем высолов. С каждого блока был спилен слой камня и штукатурки с нанесенной на нее росписью и отправлен на реставрацию в Москву, в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Восемь отреставрированных фрагментов вернулись в 2008 году и выставлены в экспозиции археологического заповедника «Горгиппия». Блоки, составлявшие склеп, по сей день кучей сложены на его территории.
Выставка Михаила Максимова «Абортивная археология/Бережная археология» состоит из двух частей. В одной — кровать и медицинские инструменты рядом с кучей земли, а также видео, в котором из песка пляжей Азовского моря с помощью акушерских инструментов извлекаются 3D-модели памятников из археологических музеев Тамани. Рядом валяется извлеченный плод — обломок камня неясной формы. Другая часть — альтернативное решение проблемы, видео, в котором вокруг Земли, покрытой нежной шерсткой, парят спутники и поглаживают, почесывают ее, проводя дистанционное, неинтрузивное вмешательство. Археологический памятник — это подземный депозит бесценной информации, который стоит оставить для будущего, если ему не угрожает скорое разрушение, считает художник.
Важность и болезненность поднятой проблемы невозможно оспорить. Вопросы возникают только к выбору образа. Кажется, что художник предполагает, будто аборт является некой опцией, которую, поразмыслив, женщина может выбирать из прочих равных, а не отчаянным, калечащим способом сохранить свою жизнь или возможность распоряжаться своим телом.
На весну в Фонде искусства «Голубицкое» намечена персональная выставка Евгения Антуфьева. А пока фонд в рамках международной исследовательской программы обмена «Контактные зоны: Азовское, Черное и Каспийское моря» начинает набор заявок на участие в резиденции SAHA Association (Стамбул, Турция) от российских междисциплинарных художников и исследователей на 2022 год. Прием заявок открыт до 1 февраля 2022 года.
Фонд искусства «Голубицкое»
«Михаил Максимов. Абортивная археология/Бережная археология»
До 6 февраля 2022 года