18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Алтарную картину Боттичелли рассмотрели со всех сторон

№97
Материал из газеты

После длительной реставрации и тщательного исследования это живописное произведение, прежде недооцененное, помещено на одно из почетных мест в лондонской Галерее Курто, которая и сама предстала перед публикой обновленной

Лондонская Галерея Курто в ноябре вновь открылась после трехлетней реновации. И одним из ее центральных экспонатов стала свежеотреставрированная работа Сандро Боттичелли (1445–1510) «Святая Tроица с Марией Магдалиной и Иоанном Крестителем» — алтарная картина, датируемая 1491–1494 годами. Прежде, несмотря на ценность и впечатляющий размер произведения, британская публика уделяла ему мало внимания, что отчасти было связано с его состоянием. Яркие цвета яичной темперы скрывал потемневший желтый лак, а композицию искажали трещины на доске из тополя, служащей основой.

Реставрация велась с января 2018 года под руководством Грэма Бэркло, главного реставратора Галереи Курто. Теперь картина смотрится совершенно иначе и экспонируется в новой, специально спроектированной раме-табернакле. Кроме того, проведенный в ходе реставрации технический анализ пролил свет на важные аспекты, связанные как с постановкой рабочего процесса в мастерской Боттичелли, так и с атрибуцией самого произведения.

Его давно связывают с женским монастырем Санта-Элизабетта делле Конвертите во Флоренции, куда принимали раскаявшихся проституток. В этом контексте становится понятнее обращение к фигурам Марии Магдалины и Иоанна Крестителя: первая считается покровительницей монастыря, а второй — города. Святая Троица, парящая в центре композиции, представлена как видение кающейся Магдалины. Учитывая иконографическое значение этих святых, чьи власяные облачения символизируют долгое отшельничество, весьма вероятно, что к работе над их фигурами приложил руку сам Боттичелли. В пользу такой версии говорят и едва заметные исправления (например, в положении руки и глаз Магдалины, чья фигура очень напоминает деревянную скульптуру святой, созданную Донателло в 1453–1455 годах). Благодаря реставрации на талии Магдалины стал заметен чуть подсвеченный снизу пояс из ее собственных волос, перекликающийся с образом авторства Донателло.

При этом, как отмечает Скотт Незерсоул, специалист Галереи Курто по итальянскому Возрождению, «по-прежнему трудно понять, с чем связаны многочисленные стилистические противоречия в фигурах Магдалины и Иоанна». Исследователь пришел к заключению, что работа над картиной, по-видимому, началась в 1470-е годы, но некоторые фрагменты переписывались в 1480-е и даже в 1490-е. В целом композиция написана достаточно тонко, хотя часть богатой лессировки утрачена.

Самое необычное в композиции — крохотные фигуры Товии и ангела на переднем плане, непропорциональные в масштабе картины. С ними связан и самый неожиданный вывод проведенной реставрации. Оказывается, первоначально эта пара была изображена вполне соразмерно и помещалась у подножия Троицы в пейзаже, который сейчас записан небом. «Мы знали, что Товию и ангела перенесли, — рассказывает Незерсоул. — Было известно о существовании подмалевка, но раньше мы не догадывались, что они были полностью написаны на своем первоначальном месте». Он полагает, что автором тех оригинальных фигур был Филиппино Липпи, ассистент Боттичелли. В пересмотренном варианте изображение Товии и ангела помещено на передний план, где обычно располагаются портреты донаторов, и выполнено в зеркальном отображении. Фигуры написаны очень искусно — возможно, их добавил сам Боттичелли на финальном этапе по причине особой важности для заказчика.

Другие открытия были сделаны в ходе работы над основой. Главная задача состояла в том, чтобы устранить последствия попытки, произведенной в XIX веке, укрепить панель добавлением планок с тыльной стороны. Реставраторы всегда знали, что на реверсе есть наброски, созданные одновременно с картиной, но они были трудноразличимы. Теперь появились основания считать их эскизом к табернаклю, а это означает, что его конструкция разрабатывалась одновременно с созданием картины. Кроме того, на обороте виден небольшой набросок распятия.

После снятия позднейшей рамы в нижней части композиции обнаружились изображения растений; с раскрытием переднего плана картина приобрела дополнительную глубину. Уточнение оригинального расположения разных элементов относительно пейзажа придало пространству несколько нереалистичный характер. Незерсоул допускает, что пейзаж выполнен «иррационально», чтобы подчеркнуть визионерский характер сюжета.

Что же касается атрибуции, то отныне картина будет экспонироваться в Галерее Курто как работа Боттичелли и мастерской. «Думаю, она относится к категории произведений, которые в XV веке приобретались как творения Боттичелли, но в понимании XXI века это не совсем так», — говорит эксперт. Произведение стало главным экспонатом Залов Блаватника — отреставрированных галерей на третьем этаже, названных в честь мецената Леонарда Блаватника, уроженца Одессы. А в 2023 году пройдет специальная выставка, где все открытия, сделанные в ходе реставрации картины, представят в полном объеме.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+