18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Картина, пропавшая 40 лет назад, не только нашлась, но и оказалась Рембрандтом

«Старик», которого теперь приписывают Рембрандту. Фрагмент. Фото: Lutz Ebhardt/Schloss Priedenstein
«Старик», которого теперь приписывают Рембрандту. Фрагмент.
Фото: Lutz Ebhardt/Schloss Priedenstein
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Экспертиза работы с изображением пожилого мужчины, похищенной в 1979 году во время крупнейшего в ГДР ограбления музея, позволяет предположить, что портрет создан самим Рембрандтом, а не Яном Ливенсом, как считалось прежде

Картина, пропавшая в результате крупнейшей в Восточной Германии музейной кражи и найденная в 2019 году, может оказаться работой Рембрандта — об этом говорят исследования и экспертиза, проведенные кураторами замка Фриденштайн в Готе. Портрет пожилого бородатого мужчины, датируемый 1629–1632 годами, был в числе пяти работ старых мастеров, возвращенных в прошлом году в замок Фриденштайн, через четыре с лишним десятилетия после похищения в декабре 1979 года. Все пять картин теперь отреставрированы и участвуют в выставке «Назад в Готу! Пропавшие шедевры», которая продлится до августа 2022 года в замке Фриденштайн.

Портрет старика, сильнее других пострадавший при краже и получивший глубокие царапины, на протяжении многих лет приписывался Яну Ливенсу и Фердинанду Болу, ученику Рембрандта. Но Тимо Трюмпер, куратор выставки, уверен, что анализ стиля картины исключает других авторов, кроме самого Рембрандта. Главный аргумент атрибуции Болу — подпись художника на обороте. Однако, по мнению куратора, портрет просто принадлежал ему. Он мог достаться Болу после банкротства Рембрандта в 1656 году.

«Старик» очень похож на работу из Художественных музеев Гарварда с подписью Рембрандта, хотя ее атрибуция также была предметом споров. Трюмпер объясняет, что первоначальный набросок на картине из Готы указывает на то, что это, возможно, оригинал, а гарвардский экспонат — более поздняя копия авторства мастерской. «Это вопрос интерпретации, — говорит он о работе из Готы. — Мы уверены, что она создана в мастерской Рембрандта. Вопрос в том, сколько в ней Рембрандта, а сколько — его учеников. Мы уже обсудили это со многими коллегами. Одни говорят: „Нет, это не Рембрандт, это один из его учеников“. Другие считают, что это интересная теория и ее нельзя исключать».

До сих пор картина ускользала от внимания исследователей отчасти потому, что выпала из поля зрения более чем на 40 лет. Работа вернулась в 2019 году вместе с четырьмя другими: «Святой Екатериной» Ганса Гольбейна Старшего 1510 года; портретом Франса Халса 1535 года, где изображен неизвестный улыбающийся сановник в черной шляпе; «Проселочной дорогой с крестьянскими повозками и коровами» мастерской Яна Брейгеля Старшего; и копией автопортрета Антониса ван Дейка с подсолнухом, выполненной одним из его современников.

«Старик», которого теперь приписывают Рембрандту. Фото: Lutz Ebhardt/Schloss Priedenstein
«Старик», которого теперь приписывают Рембрандту.
Фото: Lutz Ebhardt/Schloss Priedenstein

Как пишет в каталоге выставки журналист Spiegel Константин фон Хаммерштайн, кражу из музея совершил некто Руди Бернхардт, «разочаровавшийся в режиме машинист из Восточной Германии». Он тайно переправил картины в ФРГ с помощью сообщников — ныне покойной пары, завещавшей полотна детям. Бернхардт скончался в 2016-м. В 2018 году с Фондом замка Фриденштайн связался адвокат, сообщивший, что его клиенты за вознаграждение в €5,25 млн (сейчас похищенные тогда картины оцениваются в €50 млн), которые они якобы заплатили за эти шедевры в 1979–1980 годах, готовы их вернуть. В результате сложных переговоров и работы детективов картины были переданы государству.

Для Фриденштайна, крупнейшего в Германии замка в стиле барокко, возведенного для герцогов Саксен-Кобург-Готских, это не первое исчезновение предметов. Так, в конце Второй мировой войны музей лишился примерно 1,7 тыс. экспонатов, до сих пор числящихся в розыске. Пять картин, о которых сказано выше, тогда попали в Советский Союз и позднее были возвращены ГДР. Нынешняя выставка посвящена судьбе произведений, похищенных из замка с XIX века до наших дней, в том числе тем 80, которые возвратились на родину. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+