18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Галерея Уффици открыла экспозицию русской иконы из собрания Медичи

Вид экспозиции. Фото: Gallerie degli Uffizi
Вид экспозиции.
Фото: Gallerie degli Uffizi

На первом этаже в отреставрированных и прежде недоступных для публики залах палаццо Питти представлено около 80 икон, собранных Медичи в XVIII–XIX веках

Постоянная экспозиция «Музей русских икон» открылась в палаццо Питти (Галерея Уффици, Флоренция) 2 января. В залах знаменитого дворца демонстрируется 78 икон, собранных представителями династии Медичи и ее преемниками из Лотарингского дома в XVIII–XIX веках. Это собрание, как говорят в музее, является хронологически самой ранней коллекцией русской, украинской и белорусской иконописи за пределами России.

Экспонаты разместили на первом этаже, в четырех только что отреставрированных больших залах с фресками XVII века, обращенных во внутренний двор. Этикетаж, как отдельно подчеркивается в пресс-релизе, выполнен не только на итальянском и английском, но и «на кириллице». Эта анфилада залов прежде не принимала туристов на регулярной основе. Также в палаццо Питти отреставрировали и открыли для посещения Палатинскую капеллу с фресками XIX века Луиджи Адемолло.

Икона «Воскресение. Сошествие во ад» и икона Христа Спасителя. Фото: Gallerie degli Uffizi
Икона «Воскресение. Сошествие во ад» и икона Христа Спасителя.
Фото: Gallerie degli Uffizi

Директор Галереи Уффици Айке Шмидт по этому поводу заявил: «Открытие Музея русских икон, совпавшее с открытием Палатинской капеллы, вернувшей свое великолепие благодаря искусному освещению, — это большой шаг к тому, чтобы сделать доступными для публики все украшенные фресками залы на первом этаже палаццо Питти. До сих пор эти прекрасные интерьеры (ранее — жилые комнаты тосканских герцогов), к сожалению, использовались в основном в качестве служебных помещений. Близость залов русских икон к Палатинской капелле становится метафорой конфессионального моста между православными и католиками, напоминающей об общих духовных корнях и культурном обмене между Италией и Россией, имевшем место на протяжении веков и сохраняющемся до сих пор».

Вид экспозиции. Фото: Gallerie degli Uffizi
Вид экспозиции.
Фото: Gallerie degli Uffizi

Собрание русских икон Уффици состоит из памятников конца XVI — середины XVIII века. Древнейшие экземпляры принадлежали герцогам из семьи Медичи и использовались как предметы культа. Они упоминаются уже в середине XVII столетия в описях обстановки Часовни реликвий в палаццо Питти. Самая большая группа икон прибыла во Флоренцию в период правления представителя новой династии — Франческо II Лотарингского (в будущем — императора Франца I Стефана), великого герцога Тосканского с 1737 года. Сохранилась их опись 1761 года, что делает это собрание русских икон наиболее ранним среди иностранных. Непродолжительное время в конце XVIII века эта коллекция иконописи демонстрировалась в Уффици, что было связано с возникшим тогда интересом к византийской живописи и христианским древностям. Однако в 1796 году многие из икон были сняты с экспозиции и отправлены в основном на виллу Медичи в Кастелло, где находились до начала ХХ века. В последние годы предпринимались попытки снова включить коллекцию в маршруты городских музеев — сначала в палаццо Питти, затем в Галерее Академии, но долгое время они оставались безуспешными.

Куратор отдела русских икон Уффици Даниела Паренти, довольная открытием экспозиции, считает, что возвращение русских икон в палаццо Питти приближает нас к пониманию того, насколько обширными были коллекционерские интересы тосканских герцогов.

Иконы «Великомученица Екатерина Александрийская» и «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Фото: Gallerie degli Uffizi
Иконы «Великомученица Екатерина Александрийская» и «Усекновение главы Иоанна Предтечи».
Фото: Gallerie degli Uffizi

Древнейшие русские иконы из собрания Уффици созданы в XVI–XVII веках и восходят к изографам Оружейной палаты Московского Кремля. Многие иконы начала XVIII столетия следуют образцам московской школы, но, скорее всего, были изготовлены в провинциальных мастерских Центральной России. Несколько образов, вероятно, происходят из Костромы и Ярославля. «В основном это доски среднего и малого размера, предназначенные для использования дома и в поездках», — сообщает музей.

Среди наиболее ценных икон упоминаются двухчастный Менологий 1730–1750-х годов и образ святой Екатерины в окладе, датируемый 1693–1694 годами и относящийся к мастерской Оружейной палаты (автор предположительно Кирилл Уланов). Богоматерь Тихвинская имеет подпись Василия Грязнова и дату — 1728 год. Древнейшие иконы в коллекции, из числа хранившихся в часовне палаццо Питти в 1639 году при Фердинанде II Медичи и его супруге Виттории делла Ровере, — «О Тебе радуется» (1575–1600, Москва) и «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1590–1610, Москва).

Виртуальная выставка, названная La Luce del Sacro: Icone russe a Palazzo Pitti, также доступна на сайте Галереи Уффици.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+