После двухлетней реконструкции здания и собирания экспонатов в Москве открыт Музей криптографии. Проект этот, по словам устроителей, в первую очередь просветительский и образовательный, но не лишенный экспозиционного шика. Музей выглядит очень дорогостоящим, что подтвердил на пресс-конференции Вартан Хачатуров, генеральный директор АО «НПК „Криптонит“», хотя и не назвавший точную цифру затрат, но оценивший их в «миллиарды рублей». Средства эти взяты не из государственного бюджета, поскольку речь идет о частном учреждении.
Локация у музея отнюдь не «центровая»: он находится неподалеку от Ботанического сада Академии наук — когда-то здесь располагалась деревня Марфино. В 1884 году на этом месте возвели Александро-Мариинский приют и семинарию для детей сельских священников. После революции в здании одно время размещалась колония беспризорников, а с окончанием Великой Отечественной войны оно перешло к засекреченному научно-техническому ведомству и до самого последнего времени оставалось режимным объектом.
Старую архитектуру, особенно промышленную, в наши дни нередко преобразуют в модные арт-кластеры или отдают под музейные экспозиции. Здесь вроде бы аналогичный случай, но есть особенности. Во-первых, у здания остается прежний собственник — некогда НИИ автоматики, а ныне Научно-производственная компания «Криптонит». Музей организован по инициативе корпорации и ею же полностью профинансирован, что определило и тематическую направленность, и фактическое наполнение экспозиции.
Во-вторых, само это здание — не просто кирпичная коробка с невнятным бэкграундом, а место весьма примечательное, и даже всемирно известное, без преувеличения. Именно здесь, в Марфинской шарашке, развивается действие романа Александра Солженицына «В круге первом». Книга давным-давно переведена на множество языков, у нее была многомиллионная международная аудитория. Однако идея о том, чтобы увековечить обстановку «спецтюрьмы № 1 МГБ», где в 1940–1950-е годы силами заключенных интеллектуалов велись разработки секретной телефонии, не обсуждалась, похоже, вовсе. В новом музее об этих страницах прошлого напоминает лишь небольшой раздел «Память здания» в цокольном этаже. Что, впрочем, все равно лучше полного игнорирования.
Зато здесь немало другого прошлого — вплоть до Древнего Египта и Критского царства. А заканчивается все интернетом. Вернее, наоборот: как раз с интернета экспозиционное шоу начинается, цифровым технологиям посвящен заглавный зал, эффектно звучащий и мерцающий, и уж затем повествование уходит в глубины эпох. Сквозь шпионские страсти времен холодной войны, минуя знаменитую немецкую «Энигму» (по словам главного музейного куратора Анны Титовец, антикварный экземпляр аппарата удалось раздобыть с большим трудом) и рассекреченную совсем недавно советскую «Фиалку», посетитель постепенно добирается до тайнописи в Средневековой Руси, до византийских печатей и зашифрованных иероглифов на фараоновских гробницах. По сути, весь материал подан как череда инсталляций. Многие экспонаты можно трогать руками, предложенные головоломки — разгадывать, в аттракционах — участвовать.
В музее не скрывают, что их главная целевая аудитория — школьники средних и старших классов. «В первую очередь мы образовательный центр», — формулирует директор музея Лидия Лобанова, а Вартан Хачатуров прямо говорит о задачах профессиональной ориентации и называет затраты своего акционерного общества «вкладом в будущее». Но, поскольку сегодняшнего тинейджера дидактическими беседами не проймешь, в ход пущен целый спектр сюжетов, приемов и инструментов. Хочешь — крути загадочный «диск Цезаря», хочешь — расшифровывай тайнопись — литорею, а еще можно создать собственный смайлик в стандарте Unicod. Разумеется, в залах периодически возникают комиксы — их нарисовал художник-иллюстратор Олег Буевский. А за организацию экспозиционного пространства в целом отвечало архитектурное бюро Агнии Стерлиговой Planet 9.
Не обходится дело и без современного искусства: в постоянную экспозицию включены работы, например, российского медиахудожника Дмитрия Морозова (::vtol::) и Арама Бартола из Германии. В первой музейной выставке, получившей название «Ваше сообщение отправлено», принимают участие трое авторов из разных стран — тот же Дмитрий Морозов, Stanza из Великобритании и Владан Йолер вместе с Share lab из Сербии. Художественную линию музей обещает поддерживать и впредь.